г. Ростов-на-Дону
22 ноября 2024 06:14:43
100.68
106.08

Западозамещение

Уход зарубежных компаний подвесил вопрос о перспективах их российских активов. Переход предприятий зарубежных собственников в руки российского менеджмента состоялся де-юре. Теперь будем наблюдать, что из всего этого выйдет де-факто. Труднее всего исход западного бизнеса переживают торговые и сервисные компании: автодилеры, ТРЦ, кинотеатры, гостиницы и туркомпании.

В уходящем году давление политики на бизнес во всем мире было беспрецедентным. Массовый исход зарубежного бизнеса из России затронул целый ряд крупных предприятий Ростовской области. Среди них, как известно, несколько компаний, которые создали и развивали американские инвесторы.

Американская «Гардиан Индастрис» продала красносулинский завод по производству листового стекла столичному девелоперу Владимиру Воронину (основной акционер группы «ФСК»).

Американская Air Products Manufacturing Corporation перестала быть владельцем ООО «Эйр продактс газ», управляющего заводом промышленных газов в Азовском районе, теперь компания принадлежит бывшим топ-менеджерам «Эйр продактс» в России.

Не совсем понятно, что с «Кока-Колой». ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», управляющее донским заводом напитков, в этом году сменило название на «Мултон Партнерс». Правда, собственник этой компании пока не изменился, им остается нидерландская Coca-Cola HBC Holdings B.V.

И это еще не полный перечень американских компаний, которые развивали бизнес в нашем регионе.

Донской франчайзи Shell компания «Аякс» стала франчайзи российской компании «ЛУКОЙЛ». Пока не ясно, под какой вывеской будет работать сеть АЗС «Аякса» в новом году. «ЛУКОЙЛ» объявил, что все принадлежащие ему автозаправки Shell перейдут под бренд Teboil. Российская нефтяная компания помимо этого стала совладелицей Азовского ветропарка, выкупив долю итальянской «Энел» в ПАО «Энел Россия». В последних числах декабря губернатор Василий Голубев заявил, что «ЛУКОЙЛ» будет инвестировать в развитие ветроэнергетики в регионе (у «Энел» были такие планы). В «ЛУКОЙЛЕ» эту информацию пока не подтверждали.

Ветер перемен затронул целые отрасли. Так, уход большинства международных автоконцернов из России заставил местных дилеров заполнять портфели марками из Китая и находить неординарные решения. «ААА моторс» занялся продажей передвижных точек для торговли на колесах. Fresh Auto сокращал торговые площади, расширял складские и готовился к торговле на маркетплейсе.

На фоне ухода из России крупных поставщиков коммерческих авто Минский автомобильный завод открыл в Ростовской области региональный центр, начал продавать автомобили напрямую и планирует увеличить долю рынка МАЗ в Ростовской области. N писал, что для этих целей он купил бизнес местного дилера — компании «Великан-Ростов». ГК «Нейс-Юг» после приостановки поставок грузовиков своего главного бренда MAN заменила его на китайский SitrАk.

Приостановка работы или уход с рынка крупных брендов одежды, в том числе шведской H&M, испанской группы Inditex, стало ударом для бизнеса крупных донских торгово-развлекательных комплексов, которые и так пострадали во время ковидных ограничений. На освободившиеся места приглашены отечественные бренды, но должно пройти время, чтобы стало понятно, равноценна ли эта замена.

Помимо фешен-брендов из России ушли несколько международных сетей общепита, в Ростовской области самым ощутимым стал уход «Макдоналдса» — несколько месяцев его рестораны (на Дону их 31) стояли закрытыми. Летом они возобновили работу с похожими меню и ценами, но уже с новым — российским — собственником и под новым брендом: «Вкусно — и точка».

Донским кинотеатрам в условиях ухода большинства поставщиков контента пришлось нащупывать новые пути привлечения аудитории: в частности, развивать киноклубы. В одном из крупнейших ТРЦ Ростова «Горизонте» пошли дальше: здесь в течение года организовывали лекции, онлайн-просмотры спортивных мероприятий, тренинги и даже показы мод. В интервью N осенью этого года Игорь Коновалов, основатель и гендиректор девелоперской группы «Инпром Эстейт», управляющей ТРЦ в Таганроге, Волгограде и Оренбурге, отмечал: «Сейчас от 70% до 80% репертуара наших, как и прочих отечественных, кинотеатров составляет российское кино. Но выручку оно не делает! Ситуация сложная, балансирующая на грани между убытком и выходом в ноль».

Новые ростовские отели «Гранд Ростов Хаятт Редженси» и «Марриотт Кортъярд», будучи только запущенными, оказались в непростой ситуации. Обе управляющие компании ушли из России. К международной системе бронирования ростовские отели не подключены. В «Мариотт Кортъярд» ситуацию не комментируют. Но на официальном сайте он уже называется просто «Кортъярд». Как пояснил N генеральный управляющий «Гранд Ростов Хаятт Редженси» Сергей Клименко, отношения с Hyatt сейчас можно назвать «доброжелательной паузой»: «Головной офис в соответствии с заявленной позицией не участвует в управлении отелем и, соответственно, не получает вознаграждение. Если ситуация изменится к худшему и Hyatt отзовет право на использование бренда, отель будет называться «Гранд Ростов». Но мы надеемся на лучшее, например на скорое открытие аэропорта и развитие въездного туризма».

Год был особенно непростым для гостиничного и турбизнеса из-за закрытия аэропорта Платов, снижения потока командированных и зарубежных гостей, сокращения направлений выездного туризма. Теперь перспективы развития предприниматели из этих сфер связывают с развитием внутреннего туризма. Ставка на внутренний спрос и переориентация на рынки Азии стали основными направлениями развития для многих компаний нашего региона.

Вместе с тем часть бизнеса не оставляет надежд на восстановление отношений с западными партнерами. На это косвенно указывает и характер сделок с западными владельцами российских компаний.

Просмотров: 18600

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Итоги года
Западозамещение
В традиционной новогодней рубрике «Клуб N» предприниматели делятся опытом работы в условиях неопределенности и выделяют наиболее значимые события в жизни их компаний. СВО, санкции, инфляция, рост ключевой ставки, военные конфликты по всему миру. Уровень турбулентности и непредсказуемости в экономике можно было бы сравнить с 90-ми годами XX века. Однако тогда государство мало что могло дать бизнесу кроме свободы. Сегодня бизнес зачастую выживает за счет финансовой господдержки. Насколько её хватит, вопрос не праздный.
Итоги года
Западозамещение
Самая успешная компания — «Глория Джинс». Самый успешный предприниматель — Владимир Мельников. Самый влиятельный — Иван Саввиди. Самые ценные бренды — одежда «Джи Джей», «Глория Джинс». Главные события — воздушные атаки Ростова беспилотниками.
Итоги года
Западозамещение
В 2023 году объем бюджетных инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий Ростовской области впервые составит примерно половину от общего объема инвестиций. Основные направления инвестиций остались прежними — транспортная инфраструктура, АПК, строительство жилья и складов.
Итоги года
N составил перечень масштабных заявленных и реализованных инвестиционных проектов, а также крупных сделок, заключенных в Ростовской области в 2023 году.