Государство подставило бизнесу плечо
В 2023 году объем бюджетных инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий Ростовской области впервые составит примерно половину от общего объема инвестиций. Основные направления инвестиций остались прежними — транспортная инфраструктура, АПК, строительство жилья и складов.
По данным Ростовстата, объем инвестиций в основной капитал крупных, средних организаций и организаций со штатом до 15 человек Ростовской области в январе — сентябре текущего года вырос в 1,8 раза и составил 246,9 млрд рублей. При этом впервые бюджетные инвестиции в этом объеме заняли почти половину — 49,8%, или 122,9 млрд рублей, из них львиную долю — 42,9% — средства из федерального бюджета.
Если судить по данным статистики прошлых лет, обычно доля бюджетных инвестиций за 12 месяцев года выше доли бюджетных инвестиций за 9 месяцев. Так что соотношение если и изменится, то в большую сторону.
Чтобы достигнуть такого уровня, объем бюджетных инвестиций за 9 месяцев этого года вырос в 2,3 раза к аналогичному периоду прошлого года. Рост остальных инвестиций составил 43%. Отметим, что рост небюджетных вложений произошел от низкой базы 2022 года, когда иностранцы уходили из России, реализация некоторых инвестпроектов откладывалась и в целом объем инвестиций в основной капитал снизился. К 9 месяцам более стабильного 2021 года объем частных инвестиций за 9 месяцев 2023 года вырос на 12%. Этот рост происходил на фоне высокой инфляции: за 2022 год и 9 месяцев 2023 года в совокупности рост цен составил 17,08%. Причины торможения частных инвестиций понятны: в условиях высокой ключевой ставки вся инвестактивность зависит от поддержки бюджета — частные компании инвестируют, если получают субсидируемые кредиты.
По данным Ростовстата, львиную долю бюджетных инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций Ростовской области составили вложения в государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование — 74,4 млрд рублей, если прибавить к этому остальную социалку — расходы на образование, медицину, культуру и спорт, то получится 94,6 млрд рублей. Остальные 28,3 млрд — это инвестиции в развитие инфраструктуры. Как сообщили N в министерстве финансов Ростовской области, за счет бюджетных инвестиций в текущем году реализуются три масштабных инфраструктурных проекта, связанных с дорожной инфраструктурой и модернизацией инженерных сетей в сфере ЖКХ: строительство автомобильной дороги «Западная хорда», строительство «Северного радиуса» в составе Ростовского транспортного кольца и строительство канализационного коллектора № 62 в Ростове. Кроме того, из средств федерального бюджета финансировались работы по строительству мостового перехода через балку Сухо-Соленовская в створе проспекта Лазоревый в Волгодонске.
Если рассматривать направления инвестиций в основной капитал в Ростовской области за 9 месяцев по видам экономической деятельности, то крупнейшие денежные вливания были сделаны в транспортировку и хранение — 50,1 млрд рублей; сельское хозяйство — 10,6 млрд рублей; операции с недвижимостью — 10 млрд рублей; оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспорта — 9,6 млрд рублей; производство, передачу и распределение электроэнергии — 7,2 млрд рублей; деятельность в сфере информации и связи — 5,8 млрд рублей.
Отдельно нужно сказать о виде деятельности «обрабатывающее производство» — на него за 9 месяцев было направлено 33,9 млрд рублей. Но это самая объемная группа, она включает все виды производственной деятельности — от пищепрома до производства оборудования. В этом виде деятельности самая крупная по объему полученных инвестиций подгруппа — производство машин и оборудования (но не автотранспорта), в ней объем инвестиций в основной капитал составил 8,3 млрд рублей. Вероятно, это произошло за счет крупных инвестиций ГК «Ростсельмаш» в строительство новых заводов по производству сельскохозяйственной и коммунальной техники. Вторая по размеру подгруппа — производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, — 5,3 млрд рублей. Видимо, речь здесь идет о стройматериалах. Третья — производство продуктов питания — 3,2 млрд рублей.
Самые крупные вложения — в дороги, транспорт и склады
В сентябре губернатор Василий Голубев заявил, что в 2023 году в Ростовской области бюджет дорожного строительства вырос вдвое, превысив 40 млрд рублей. На рост повлияли крупные дорожные проекты, связанные с формированием Ростовского транспортного кольца, его строительство должно завершиться в 2025 году. Добавим, что в этом году начались строительство и ремонт дорог, соединяющих Ростовскую область с присоединенными территориями.
Часть внутренних дорог Ростовская область будет строить по концессиям: совместно со столичной финансово-инвестиционной группой «Регион» построит автодорогу «Западная хорда», вместе с ООО «Синара — Городские Транспортные Решения Ростов-на-Дону» модернизирует ростовскую трамвайную сеть. Оба проекта были заявлены еще раньше, но в этом году дошло дело до реализации.
К транспортным проектам подключился и местный инвестор — «ГРУППА АГРОКОМ», приступившая к строительству нового автовокзала «Центральный» на территории принадлежащего ей аэровокзала в старом ростовском аэропорту.
В уходящем году началось строительство железной дороги между Ростовом и Крымом, которая пройдет через Таганрог, Мариуполь, Мелитополь, Геническ, Скадовск, Джанкой.
В ближайшие годы автодорожных проектов станет больше: Ростов и Таганрог войдут в транспортное кольцо вокруг Азовского моря, которое через 2-3 года планируют запустить в России. Магистраль протяженностью 1400 км объединит трассы М-4 «Дон» и «Таврида».
Добавим, что в регионе продолжают активно строить склады, теперь складская недвижимость рассматривается и как объект, в котором можно разместить производство (индустриальный парк). В этом году было заявлено о двух крупных логистических проектах — маркетплейса Wildberries и сети жестких дискаунтеров «Чижик». А PNK group объявила о покупке 70 га для строительства второго индустриального парка «ПНК-2-Ростов-на-Дону» на трассе М-4.
— Ростовская область — крупный регион с развитой инфраструктурой и перспективный рынок для многих клиентов PNK group, — объяснял N развитие проекта управляющий директор PNK group Евгений Скаридов. — В 2018-2019 годах регион начал вызывать повышенный интерес, и появились реальные запросы на строительство. Основываясь на этих запросах, PNK group решила открыть индустриальный парк в 7 км от Ростова-на-Дону и тем самым предложить складские и производственные площади в регионе.
В этом году N писал и о существенном росте продаж грузовиков на Дону. Участники рынка связывают это, с одной стороны, с отложенным спросом 2022 года, с другой — с близостью к новым российским областям, где вырос спрос на транспортные услуги и строительную технику.
Отметим, что виды деятельности «транспортировка и хранение» за 9 месяцев текущего года, по данным Ростовстата, получили наибольший объем инвестиций в основной капитал — 50 млрд рублей. Эти инвестиции растут последние четыре года. Для сравнения: за 9 месяцев 2019 года их объем составлял 12 млрд рублей.
Агропромышленный комплекс ищет способы уйти от санкций
Уходящий год отличился рекордным урожаем и рекордным экспортом зерна и подсолнечного масла. В то же время закупочные цены не радовали аграриев, в беседе с N они сетовали на госпошлины на экспорт зерна, которые приводят к снижению рентабельности. В интервью N основатель и гендиректор крупного донского производителя зерновых и масличных ООО «Рассвет» Сергей Авакян отмечал:
— В целом в растениеводстве сейчас катастрофическая ситуация, она может быть фатальной для небольших хозяйств, для тех, кто работает в зонах особо рискованного земледелия, в тех же восточных районах области — Ремонтном, Зимовниковском, Дубовском. Как им строить экономику в нынешних условиях? Пойдет самопожирание, может, еще год протянут, а потом начнется массовое банкротство.
Ограничения на вывоз зерна подталкивают агробизнес развивать переработку. В частности, производство муки, на экспорт которой не установлены пошлины. Дополнительная мотивация — сокращение украинского экспорта муки. Правда, к этому направлению пока много вопросов: инфраструктура экспорта муки в России пока не развита. Поэтому движение бизнеса в этом направлении — осторожное. Годом ранее агрохолдинг «СТЕПЬ» заявил о планах экспортировать муку. В этом — агрохолдинг «Дон Агро» приобрел в Зверево небольшой мелькомбинат, чтобы поставлять муку в том числе на экспорт.
В 2023 году наконец нашелся инвестор для самого дорогого долгостроя Ростовской области — завода по переработке зерна и производству аминокислот «Донбиотех», покупка объекта, находящегося в высокой стадии готовности, обошлась столичной компании «Росхим» (ранее — «Русский водород») в 7,2 млрд рублей. Это крупнейшая из известных сделка прошлого года. Еще как минимум 20 млрд рублей придется вложить, чтобы завершить строительство к 2026 году.
К заметным сделкам уходящего года относится покупка МЭЗа «ДонМаслоПродукт» питерской ГК «Благо» у Московского Индустриального банка. Компания ориентирована на увеличение своего экспорта подсолнечного масла, а завод расположен рядом с богатой сырьевой базой, вблизи портов. Отметим, что на экспорт подсолнечного масла в течение года действовала нулевая пошлина.
В этом году ростовская компания «АСВА» приступила к строительству крупнейшего завода по переработке льна в России и Европе. Это совместное предприятие одного из крупнейших в стране экспортеров сельхозпродукции ГК «Астон» и бельгийского производителя продуктов из льна Vandeputte Huilerie SA.
Крупнейший реализованный проект в сфере АПК в уходящем году — новый комплекс по выпуску субстратов из каменной ваты для теплиц на «Заводе ТЕХНО» корпорации «Технониколь». Так совпало, что в этом же году было объявлено и о большом тепличном проекте: ставропольская ГК «Династия» планирует построить в станице Ольгинской крупнейший в регионе тепличный комплекс. Еще один проект — меньшего размера — планирует реализовать другая компания из Ставрополья — ООО «АгроСК», входящее в агрохолдинг «Эко-культура», детали этого проекта пока неизвестны.
Среди местных компаний самый крупный инвестпроект в сфере АПК в этом году заявила ГК «Экодон», связанная с семьей депутата областного Заксобрания Саркиса Гогоряна. Она строит комплекс по разведению и переработке рыбы. Планирует ежегодно выращивать 500-600 тонн осетровых и 3 тыс. тонн форели, производить готовую продукцию, выпускать корма для ценных пород рыб.
По данным Ростовстата, объем инвестиций в основной капитал сельхозпредприятий Ростовской области за 9 месяцев составил 10,6 млрд рублей — это одно из крупных направлений инвестиций в регионе — 4,3% от общего объема всех инвестиций. Вложения выросли на 39% к аналогичному периоду прошлого года. Отметим, что спад инвестиций в 2022 году был небольшим — около 3%. По сравнению с 9 месяцами 2021 года рост за 9 месяцев 2023 года составил 34%.
Время масштабных жилых застроек, крупные торговые объекты пока на паузе
Вторая по размеру сделка, произошедшая в уходящем году, связана со строительным бизнесом — это покупка ростовских активов «Sminex-Интеко» екатеринбургской компанией «ТЭН девелопмент». Новый инвестор заявил о масштабных планах в регионе — увеличить объемы строительства в три раза — с текущих 132 тыс. кв. м до 400 тыс. кв. м.
Большая стройка в Ростовской области не останавливается благодаря льготной ипотеке. В уходящем году было заявлено о застройке двух крупных районов — ГК «ЮгСтройИнвест» приступила к строительству жилья на территории старого ростовского аэропорта, а компания СЗ «Ростовстрой-Дон», аффилированная со «СМУ № 1» Асланбека Джиоева и президентом ФК «Ростов» Арташесом Арутюнянцем, получила в аренду без торгов два участка в Октябрьском районе Ростова общей площадью 63 га под реализацию масштабного проекта по строительству многоквартирных домов площадью более 500 тыс. кв. м.
Госкомпания «ДОМ.РФ» в этом году успешно провела два конкурса на аренду крупных участков земли под комплексное развитие территории (КРТ) в Ростове и Новочеркасске. Оба прошли при большом числе участников, с существенным ростом начальной цены. В компании — победителе конкурса на аренду земли и реализацию проекта КРТ в Октябрьском районе Ростова кубанском СЗ «Монолит Групп» так объяснили свой интерес:
— Ростов — перспективный город. В связи с присоединением новых регионов к России он уже не окраина страны, а логистический хаб, через который идет много дорог.
В то же время объемы строительства новых торговых объектов сократились. По итогам первого полугодия N зафиксировал снижение объемов ввода коммерческой недвижимости на 29%. Итоги за 12 месяцев N подведет уже в следующем году. Управляющий партнер АН «Парус» Максим Хмель высказывал мнение, что в связи с развитием онлайн-торговли заявлять проекты крупных торговых центров сейчас рискованно. В интервью N Игорь Коновалов, основатель и гендиректор девелоперской группы компаний «Инпром Эстейт», на вопрос, достаточно ли в Ростовской области крупных торговых центров, отметил, что рынок находится в состоянии баланса:
— Я не думаю, что в ближайшее время здесь будут создаваться, строиться с нуля какие-то новые крупные проекты. Их нельзя будет быстро окупить. Российский фешен сейчас перегружен заявками, пока он в процессе освоения уже существующих площадей. Если говорить о небольших объектах площадью 5-10 тысяч кв. м в составе новых жилых районов, которые строятся в Ростове, Волгограде и Краснодаре, — да, они могут появляться, но это единичные проекты.
В этом году N сообщил о запуске трех новых торговых объектов — ТЦ «Ремолл», «Зорге парк» и «Молот на Западном». Их отличие в том, что все они — сравнительно небольшой площади. Основательница ТЦ «Мир Ремонта» и владелица проекта «Молот на Западном» Татьяна Шишкина планировала построить в этом районе большой современный ТЦ, однако отказалась от этих планов и выбрала демократичный формат павильонной торговли.
— После начала СВО и последовавших за ней санкций стало ясно, что теперь сфере торговли придется выживать, поскольку платежеспособный спрос будет сокращаться, поэтому мы отказались от первоначального проекта, — отметила она.
Строительство новых бизнес-центров более перспективно, чем строительство больших ТЦ, считают участники рынка. В этом году стало известно о двух таких проектах — компании «Единство» (бизнес-центр в третьей очереди ТРЦ «МЕГАМАГ») и компании «Новотекс» (в границах пересечения Буденновского, Темерницкой и Серафимовича в Ростове). Правда, оба они на ранней стадии подготовки. Их сроки реализации пока не определены.