Бизнес ищет выход из долговых и инфраструктурных проблем
ТагАз, «СТАКС», Новочеркасский рыбокомбинат, «Оптифуд» — крупные донские предприятия, чьи проблемы, связанные с высокой закредитованностью, не были решены в 2013 году. Другие крупные проблемы бизнеса были связаны с дороговизной инфраструктуры и снижением спроса на рынках. Уходящий год отметился двумя крупными конфликтами: спором Минимущества и «ГРУППЫ АГРОКОМ» из-за ростовского аэропорта и конфликтом партнеров по плиточному холдингу «ЮниТайл».
В 2013 году остались нерешенными проблемы крупных предприятий пищепрома, возникшие из-за высокой закредитованности: не нашелся инвестор для обанкротившегося Новочеркасского рыбокомбината. До конца года так и не было возобновлено производство на птицекомплексе «Оптифуда», хотя был найден потенциальный инвестор — столичная инвесткомпания «Нова Капитал», об этом сообщал замгубернатора Вячеслав Василенко на одной из пресс-конференций (см. N, № 1050). Из-за дороговизны подключения к теплосетям застопорилась реализация нового проекта бизнесмена Вадима Варшавского и немецкого концерна «Эвоник Индастриз» — завода «ДонБиоТех» по производству аминокислот для животноводства стоимостью 6,8 млрд рублей (см. N, № 1054).
Из-за дороговизны подключения к теплосетям застопорилась реализация нового проекта бизнесмена Вадима Варшавского (справа) и немецкого концерна «Эвоник Индастриз» — завода «ДонБиоТех» по производству аминокислот для животноводства стоимостью 6,8 млрд рублей. Первый камень в строительство завода был торжественно заложен этим летом. Фото Юрия Запорожца.
В 2013 году в Усть-Донецке должен был начать работу завод металлопроката группы «Евраз», однако реализация проекта была перенесена вначале на 2014-й, а потом на 2015 год, в компании объясняют это как сложностями подключения к инфраструктуре, так и необходимостью снижать свои капзатраты в связи с непростой ситуацией в отрасли (см. N, № 1047).
ГК «Нота», запустившая в 2012 году в Азове завод по производству стеклотары, в 2013-м испытывала трудности. Производство было остановлено. В компании отказываются от общения, а представители местной администрации и участники рынка говорят о падении спроса и снижении цен, которые не позволяют небольшим заводам работать с прибылью (см. N, № 1055).
Не закончилась черная полоса для ТагАЗа: весной он вроде бы договорился с основным кредитором — Сбербанком — о финансовой поддержке восстановления производства через «дочку» Сбербанка — Южную автомобильную группу. Она должна была выступить заказчиком сборки автомобилей «Чери» на заводе. Однако договоренности так и не были реализованы из-за отсутствия согласия по ряду деталей соглашения. В течение года завод, задолжавший банкам более 20 млрд рублей, максимально сократил штат, до конца года большая часть мощностей так и не была задействована.
В 2012 году областное правительство опубликовало прогноз социально-экономического развития на 2013–2015 гг. Согласно этому документу, в уходящем году «дочка» украинского «Норда» «Интертехника-Юг» должна была вновь запустить в Матвеевом Кургане завод по сборке холодильников «Норд». Сборка, начатая в 2009 г., была остановлена в 2011 г. из-за нехватки средств. На минувшей неделе в администрации Матвеево-Курганского района сообщили, что на месте закрывшегося завода теперь находится таможенно-логистический терминал.
Так и не прояснилась судьба красносулинского метзавода «СТАКС», который в 2010 году перешел за долги группы «МАИР» Сбербанку. Предприятие было остановлено 4 года назад.
Уходящий год запомнился крупными конфликтами: Минимущество спорит с «ГРУППОЙ АГРОКОМ» за контроль над ростовским аэропортом (см. N, № 1057), партнеры по холдингу «ЮниТайл» Лазарь Шаулов и Леонид Маевский обменялись обвинениями в невыполнении соглашений перед основным кредитором холдинга — Сбербанком (см. N, №№ 1057, 1053). Оба конфликта не были разрешены в 2013-м, N будет следить за их развитием в 2014 году.
Крупнейшие бизнес-проекты, реализованные в Ростовской области в 2013 году, по публикациям «Города N»
Крупнейшие бизнес-события 2013 года