Стагнация заставляет продавать заводы, долгострой и лишнюю коммерческую недвижимость
Большинство наиболее заметных в 2018 году сделок, о которых писал N, являются продажей проблемных активов либо продажей с целью улучшения финансовой ситуации продавца. Не исключение и продажа японцам «Донского табака» за рекордную в современной истории донского бизнеса сумму 1,6 млрд долларов. Многопрофильным региональным холдингам в кризис приходится выбирать, какой бизнес продать, а какой оставить. На рынок тем временем поступает все больше разнообразных активов.
«Донской табак»: из драйвера в якоря
Подконтрольная Ивану Саввиди «ГРУППА АГРОКОМ» стала в этом году участником сразу двух крупных сделок (см. таблицу 1). Продажа «Донского табака» транснациональной компании
Japan Tobacco (JTI) за 90 млрд руб. ($ 1,6 млрд) стала самой крупной в постсоветской истории донского бизнеса. До этого крупнейшей сделкой считалась покупка г-ном Саввиди компании «Атлантис-Пак» за кажущиеся теперь смешными $ 200 млн. Помимо «Донского табака» японцы получили контроль над ОАО «Переславль-табак», а также 94,97% греческой табачной компании SEKAP (обе контролируются г-ном Саввиди).
— Это решение взвешенное и продуманное. С учетом объективных обстоятельств, сложившихся на рынке, — отрицательная динамика, ужесточение регулирования и акцизной политики, рост теневой составляющей — стало очевидным, что возможности для развития отдельного табачного предприятия, функционирующего вне крупной международной табачной корпорации, год от года сокращаются. JTI, основным акционером которой является правительство Японии, — это крупная международная компания, имеющая успешный опыт работы на российском табачном рынке, — комментировал летом гендиректор «ГРУППЫ АГРОКОМ» Сергей Сапотницкий.
«Донской табак» был самым крупным предприятием «ГРУППЫ АГРОКОМ», однако в прошлом году его выручка, согласно данным «СПАРК-Интерфакса», резко сократилась: на 41%, до 14,4 млрд рублей (в т. ч. поступления от продаж снизились на 38%). В целом выручка табачных производителей в России (в 2017 году она была у 92 компаний) упала на 31% — до 191,7 млрд рублей. Курить в России, может быть, и стали меньше, но не настолько. Рост цен на сигареты привел к росту теневого производства. И что любопытно, Ростов, согласно исследованию компании Nielsen, возглавил в этом году список семи крупных российских городов с самым высоким уровнем нелегальных сигарет. Их продажи в донской столице составляют почти треть от всего объема (год назад без акцизов продавалось 14,69% сигарет).
Финансовая ситуация на предприятиях нового владельца «Донского табака» выглядит лучше, чем у конкурентов. Выручка контролируемых JTI компаний «Петро», «Крес Нева» и «Дж.Т.И. Елец» в прошлом году снижалась не так быстро, как у конкурентов, а долговая нагрузка была незначительной (см. таблицу 2).
«ГРУППА АГРОКОМ» в прошлом году (а корреспондент N с помощью «СПАРК-Интерфакса» изучил финансовые данные 29 входящих в нее компаний) ощутила почти троекратный рост долговой нагрузки, и главным образом — за счет «Донского табака» (этот показатель у табачной компании увеличился на порядок — с 1,1 до 10,5 млрд руб.). Общий объем заемных средств группы на начало 2018 года превысил 17 млрд рублей, составив 4,7 суммарной чистой прибыли, годом ранее ситуация была зеркальной: чистая прибыль группы почти вдвое превышала объем заемных средств (данные включают внутригрупповые заимствования). И это еще до того, как Иван Саввиди вошел в проект по достройке отеля «Хаятт» (см. таблицу 1).
Похоже, что табачный бизнес-комплекс из драйвера группы грозил стать ее якорем.
В целом выручка 29 компаний группы снизилась в 2017 году, по подсчетам N, на 25% — до 36,1 млрд рублей. Сама группа давала ранее другую динамику: снижение на 11,7% — до 37,5 млрд руб. Без «Донского табака» выручка группы за прошлый год, по подсчетам N, сократилась на 10%.
Руководство «ГРУППЫ АГРОКОМ» приняло решение сфокусироваться на производстве упаковки, мясопереработке и девелопменте. Лидирующим направлением группы, очевидно, становится мясное. На долю этих компаний приходится около половины выручки. С учетом же производящего упаковку для мясных изделий «Атлантис-Пака» это около 80% бизнеса (см. таблицу 3).
Средства, полученные от продажи «Донского табака», вероятно, позволят группе чувствовать себя устойчиво и инвестировать в развитие.
У группы есть интересные земельные участки и объекты недвижимости в Ростове. Однако девелопмент пока не выглядит коньком «ГРУППЫ АГРОКОМ». К тому же это направление в Ростове, как показывает практика, — вещь довольно рискованная, достаточно вспомнить недавнее интервью в N главы многопрофильного холдинга «КМ» Евгения Каракушьяна, который хотел построить гостиницу к ЧМ, а в результате был вынужден сократить число бизнесов, продав в том числе сельскохозяйственный. Да и сама «ГРУППА АГРОКОМ», имея теперь две гостиницы, действующую и недостроенную, это, вероятно, понимает.
Живым направлением сейчас выглядит сельское хозяйство. В контексте бизнеса «ГРУППЫ АГРОКОМ» это могло бы быть животноводство, однако риски на этом пути, памятуя о неблагоприятной эпидемической ситуации в области, сейчас также велики.
Новому владельцу «Донского табака» также предстоит действовать в довольно сложных условиях.
«За последние пять лет акцизы на сигареты в России выросли более чем в три раза, что отразилось на росте нелегального рынка в семь раз — до 7,7% в первом квартале 2018 года. По оценкам индустрии, из-за увеличения объема нелегальной торговли в этом году бюджет России недополучит около 50 миллиардов рублей акцизных платежей», — цитировали минувшим летом РИА «Новости» вице-президента «JTI Россия» по корпоративным отношениям и коммуникациям Сергея Головко. Сейчас лидеры табачной отрасли лоббируют переговоры по гармонизации акцизных сборов на сигареты на территории ЕАЭС, чтобы не допустить дальнейшего роста нелегального рынка.
И все же узким профессионалам, и особенно тем, кто занимает на рынке лидерские позиции, переживать кризис, вероятно, легче.
«ИНПРОМ ЭСТЕЙТ» сделал из «КомсоМолла» «Мармелад»
Летом группа компаний «ИНПРОМ ЭСТЕЙТ» стала собственником компании «Аргус», которая владеет волгоградским ТРЦ «КомсоМолл» (80 тыс. кв. м, в т. ч. арендная — 43 тыс. кв. м), и объявила о планах его реновации, в результате которой посещаемость должна вырасти на 30%. В управлении группы находятся объекты коммерческой недвижимости, в том числе торговые центры «Мармелад» и «Хозяин» в 7 городах России (Таганрог, Волгоград, Краснодар, Саранск, Ульяновск, Брянск, Красный Сулин) общей площадью 291 тыс. квадратных метров. Генеральный директор «ИНПРОМ ЭСТЕЙТ» Игорь Коновалов ответил на вопросы N.
N: — Каковы итоги года?
И.К.: — В этом году мы покажем существенный рост выручки. Насколько, пока трудно сказать. Но мы довольны тем, как идет бизнес в городах присутствия компании. Может быть, чуть хуже обстоят дела в Ульяновске.
N: — Компания сообщала о планах дополнительных вложений в развитие ТРК «КомсоМолл». Каков их объем в текущем году и что удалось сделать?
И.К.: — Мы уже приступили к реновации купленного в Волгограде ТРЦ. Теперь он называется «Мармелад», как и наш торговый центр в Таганроге. Завершить все начатые работы планируем в первой половине 2019 года, потратив на это около 200 млн рублей. Заполняемость ТРК — 94%.
N: — На начало года объем краткосрочных и долгосрочных заемных средств ООО «Аргус» (собственник ТРК «КомсоМолл») составлял, по данным «СПАРК-Интерфакса», 2887 млн рублей. Как изменился этот показатель в течение 2018 года?
И.К.: — Да, мы купили компанию с долгами и уже приступили к их погашению. У нас есть полное взаимопонимание с кредитором. Компания способна самостоятельно обслуживать свои обязательства. Это не мешает нам присматриваться к новым объектам для развития сети торгово-развлекательных комплексов «Мармелад». Не исключаю приобретений уже в следующем году.
N: — Как обстоит дело с планами по строительству ТРЦ в Волгодонске?
И.К.: — Мы в процессе оформления прав на участок.