«Моя задача сейчас — наладить работу тандема Гордумы и администрации»
Бессменный председатель ростовской городской Думы Зинаида Неярохина на прошлой неделе была избрана также главой города. По новым правилам глава города получит дополнительные контрольные функции, и это, по словам Зинаиды Неярохиной, заставит ее больше вникать в работу городского хозяйства и заниматься анализом его эффективности.
В ближайшее время Ростов перейдет на новую схему управления — городским хозяйством станет управлять выбранный по конкурсу глава администрации. Зинаида Неярохина видит свою задачу в том, чтобы наладить партнерскую работу Думы и администрации независимо от того, кто придет на пост главы администрации. Чтобы городская Дума полнее представляла интересы горожан, в новом составе депутатского корпуса, который изберут в сентябре 2015-го, будут работать не только одномандатники, но и депутаты, избранные по партийным спискам. Это поможет попасть в депутаты представителям оппозиции, считает новый глава города. — Чем ваши новые полномочия будут отличаться от прежних, когда вы только возглавляли Думу?
З.Н.: — Глава муниципального образования по закону отвечает за организацию работы всех органов местного самоуправления. Я считаю самым главным в новых полномочиях как раз организацию работы органов местного самоуправления. Нужно находить механизмы взаимодействия с ними. Многое потребует и перестройки работы Думы. Закон предполагает, к примеру, что если допущено нецелевое использование средств, которые направлены из других уровней бюджетов — субсидии, субвенции, — то это безусловная отставка главы города. Значит, нужно усилить контроль за этими направлениями.
Предстоит огромная работа по приведению в соответствие с изменившимся законодательством и уставом города множества нормативных актов.
Главное сейчас — провести конкурс по выбору главы администрации по контракту. Работа в тандеме администрации и Думы должна очень многое дать горожанам. Моя задача — наладить эту работу независимо от того, кто придет на пост главы администрации.
Мы должны перейти на новую схему управления городом. Лично мне она не очень нравится. Я выступала за то, чтобы жители крупных городов, городов-миллионников могли самостоятельно избирать мэра во время выборов. Но закон принят, его необходимо выполнять.
N: — В чем будут проявляться дополнительные контрольные функции?
З.Н.: — Раньше Дума использовала свои контрольные функции, обсуждая вопросы, вносимые в повестку дня. Сейчас много контрольных функций собственно у главы города. Придется больше вникать в функционирование городского хозяйства. Если мы раньше жестко контролировали использование бюджетных средств, то сейчас кроме этой работы большое внимание уделим организации деятельности всех органов местного самоуправления, их эффективности. Посмотрим, может быть, изменим структуру Думы, посоветуюсь с коллегами, которые уже несколько лет работают по таким правилам, — в Челябинске, Екатеринбурге.
N: — Когда формировалась городская часть комиссии по выбору сити-менеджера, никто из депутатов Думы в нее не был делегирован. Почему?
З.Н.: — Это принципиальная позиция депутатов, потому что они будут в дальнейшем голосовать за те кандидатуры, которые представит комиссия. Мы решили, что не будем направлять депутатов в комиссию. Хочется, чтобы в ее работе больше участия принимала общественность. Депутаты все оценят, когда придет время голосовать. В составе комиссии у нас есть депутат Законодательного Собрания от Ростова Евгений Михайлович Шепелев, так что депутатский подход к проблеме будет сохранен.
N: — Вы не считаете, что интересы города в комиссии могут пострадать, так как де-факто большинство ее членов связаны с областной властью?
З.Н.: — Нет, не считаю. Формируя свою часть комиссии, мы следили за тем, чтобы были представлены различные направления. От Ростова в комиссии представлена в основном общественность. К примеру, Олег Дереза (бизнес-омбудсмен Ростовской области. — N) — наш бывший депутат. К тому же он представляет интересы предпринимателей, которые тоже могут принять участие в нашем конкурсе и чьи интересы наравне с другими должны учитываться при формировании органов власти. Допускаю, что они, может быть, не совсем хорошо разбираются в муниципальном праве, но, возможно, представляют себе, как четко и быстро организовать уборку города. А закон потом доизучают, в процессе работы.
Я не знаю, как будет проведен второй этап конкурса — в форме тестирования или собеседования. Предположим, у 3–4 человек документы соответствуют условиям конкурса, а как дальше комиссия будет определять лучших? На мой вопрос об этом мне ответили: проведем собеседование. Но я пока не знаю, будет ли где-то зафиксировано это собеседование. Что делать, если претендент не согласится с оценкой комиссии? Посмотрим, какие формы работы выберет комиссия.
N: — Как лично вы предложили бы коллегам выбирать будущего главу администрации: тайным или открытым голосованием?
З.Н.: — Это будет зависеть от многих факторов. Например, в конкурсе захотят участвовать человек 25, и комиссии будет очень сложно отобрать среди них лучших. А если заявятся 2–3 человека, ситуация, наверное, будет другой. В случае равенства претендентов по статусу, опыту, может быть, проведем и тайное голосование. А если уровень будет заведомо очень разный, наверное, сделаем открытое. Я говорю гипотетически, на самом деле все решает коллегиальный орган — Дума.
Знаю из личных разговоров, к примеру, с предпринимателями, что многих отпугивает от участия в конкурсе необходимость сообщать в декларациях о доходах и имуществе. Если выдвинется много претендентов, мы будем только рады, значит, много хороших управленцев есть в городе. Думаю, все они могут попасть в кадровый резерв. Но важно, чтобы на пост главы администрации пришел профессионал, Ростов — миллионный город со значительным бюджетом: после дополнений в бюджет, которые мы примем 21 октября, доходы города в 2014 году могут составить более 34 млрд рублей. Мы как депутаты будем контролировать исполнение бюджета, но текущая работа — за исполнительной властью.
N: — В процессе разделения полномочий было много сказано о том, что главе города достанутся различные представительские функции. Это вас уже как-то коснулось?
З.Н.: — Еще нет, меня же только что избрали. Но городское сообщество придется представлять в различных ассоциациях, конгрессе муниципальных образований. Если до сих пор я там выступала, выражая свое личное мнение, то теперь, очевидно, в большей степени буду представлять коллегиальное мнение Думы и администрации города.
N: — По вашему мнению, значимость будущего депутатского мандата повысится в связи с тем, что теперь депутаты избирают глав города и администрации?
З.Н.: — На мой взгляд, да. В том числе и потому, что каждый из депутатов гипотетически может стать главой муниципального образования.
N: — А нет опасности в том, что из-за неразвитости партийной системы определять победителей по-прежнему будет большинство от одной партии?
З.Н.: — Чтобы депутаты и других партий были представлены в Думе, мы со следующего созыва, который будет избираться в сентябре 2015 года, изменим способ ее формирования. У нас будет 30 депутатов, выбранных в одномандатных округах, и 10 — по партийным спискам. То есть наверняка различные партии будут представлены в Думе. Что касается их позиций в округах, то, если не работать постоянно, а лишь декларировать свои намерения, сложно ждать результата на выборах. Я давно возглавляю штабы по проведению выборов и могу сказать, что представители оппозиционных партий перестали тщательно заниматься местными, муниципальными выборами. Раньше, помню, когда перед выборами бывали на встречах в округах, то пересекались с представителями других партий, которые встречались с избирателями. А на последних выборах в Законодательное Собрание никого в округах не увидели. Да, за две недели портреты развесили, но активность очень низка. Я считаю, что миллионный город нельзя оставлять без представителей других партий. Поэтому мы сделали так, чтобы часть депутатов избиралась по спискам. Я думаю, оппозиция будет представлена.
N: — Так как глава администрации будет утвержден только в начале ноября, это не повлияет на сроки утверждения городского бюджета, других важных документов?
З.Н.: — Нет. 25 ноября пройдут публичные слушания по бюджету будущего года, а в начале декабря мы планируем принять этот документ на заседании Думы.