«Основная статья затрат перевозчиков — топливо. В 2017 оно стоило в среднем 33,5 рубля, сейчас — 46,55 рубля»
Стоимость проезда в городском пассажирском транспорте увеличится из-за выросших затрат перевозчиков, сообщил глава Департамента транспорта Христофор Ермашов. Инициатором пересмотра тарифов стала Муниципальная транспортная компания. Ее специалисты рассчитали, что билет должен стоить более 36 рублей, однако экономическая служба города решила иначе. В итоге тариф вырастет незначительно — до 26 рублей при наличной оплате и до 23 рублей по безналу.
— Муниципальная транспортная компания представила документы с обоснованием расходов, — рассказал журналистам Христофор Ермашов. — Тариф мог составить 36,78 рубля. После тщательной работы экономической службы города этот показатель был снижен до 24 рублей 48 копеек. Департамент транспорта, используя тарифное меню, предложил установить тариф в размере 23 рубля для безналичной оплаты и 26 рублей при оплате наличными. Повышение тарифов — мера вынужденная.
Новые частные транспортные перевозчики, к примеру «Ипопат-Юг», которые с осени прошлого года работают в Ростове, не могли инициировать пересмотр тарифа, так как работают на рынке менее года.
Стоимость проезда в электротранспорте (трамваях и троллейбусах) остается без изменений — 17 рублей за одну поездку.
— Основная статья затрат перевозчиков — топливо. В 2017 оно стоило в среднем 33,5 рубля, сейчас — 46,55 рубля. Стоимость материалов, запасных частей выросла на 51%, коммунальные платежи подорожали на 18%, электроэнергия для нужд транспортных предприятий — на 21%. Амортизационные отчисления возросли в 5,3 раза, — сообщил глава департамента.
Учитывая, что до повышения проезд стоил соответственно 20 и 24 рубля, он подорожал на 15% при безналичном расчете и на 9% при наличном.
— Выбор способа оплаты — это дело каждого горожанина, но городские власти предлагают активнее использовать безналичные инструменты. Это важно, чтобы иметь объективную информацию о том, какой объем перевозок формируется по каждому маршруту, корректировать маршрутную сеть, исходя из количественных и качественных показателей, из потребностей горожан, которые пользуются транспортом, — пояснил Христофор Ермашов.
Он прокомментировал мнение о том, что при новой стоимости проезда привлекательность безналичной оплаты снижается из-за небольшой разницы.
— К сожалению, итоговая цифра — 24,48 рубля, позволила создать только такое тарифное меню — 23 и 26 рублей. Если бы мы остановились на первоначально предложенной цифре — 36,78 рубля, то разброс цен, вероятно было бы в границах 25–35 рублей. Практика показывает, что заметная разница в размере безналичного и наличного тарифа стимулирует развитие безнала.
Маршруты различаются по доле безналичной оплаты, но в среднем по городу показатели достаточно высокие — 60–70%.
— У некоторых перевозчиков этот показатель доходит до 80%. На каждом автобусе в разные дни может быть от 30 до рекордных 92–93% (фиксировались и такие показатели). Если в районе живет много молодежи, на маршрутах чаще используется безналичная оплата — и транспортные, и банковские карты.
Пассажирские автотранспортные компании не получат компенсаций из бюджета
— Если бы был установлен тариф 24 рубля, а обоснованный составил 24,48 рубля, перевозчики могли бы претендовать на возмещение разницы между установленным и базовым тарифом. Но так как предельные цифры — 23 и 26 рублей, это не предусматривает выплаты разницы, в том числе Муниципальной транспортной компании, которая инициировала пересмотр, — пояснил г-н Ермашов.
Он назвал только одну компанию за последние полтора десятка лет, которая когда-то смогла обосновать тарифы выше утвержденного и получала бюджетную компенсацию. Это было «АТП-3».
Сейчас компенсацию из бюджета получает только городской электротранспорт. Стоимость одной поездки в троллейбусе по экономически обоснованному тарифу достигает 25,5 рубля, в трамвае — 34,5 рубля. Действующая стоимость поездки — 17 рублей. Разница компенсируется из бюджета, и это способствует развитию электротранспорта. Городские власти делают экологический городской транспорт более привлекательным для населения. Для этого они сохраняют невысокий тариф и прилагают усилия для его обновления.
— В начале августа мы разместим извещение об осуществлении закупки 20 троллейбусов с увеличенным автономным ходом, — поделился планами Христофор Ермашов. — Это позволит продлевать маршруты там, где частично отсутствует контактная сеть. Рассматривается, к примеру, идея объединить 10-й и 22-й маршруты, сделать его магистральным — из Левенцовки в Александровку. Может быть, появятся троллейбусные экспрессы, но работать они будут по нерегулируемым тарифам.
По словам Христофора Ермашова, выпуск на линию троллейбусов и трамваев достигает 70–80%.
Льготами будут пользоваться на территории всей Ростовской агломерации
Для горожан, которые пользуются льготным проездом, новая стоимость поездок составит 11,5 рубля в автобусах и останется прежней в трамваях и троллейбусах — 8,5 рубля, — рассказала Директор городского Департамента социальной защиты населения Ирина Шувалова.
Она отметила, что федеральные льготники — инвалиды, чернобыльцы, ветераны боевых действий и другие — ежемесячно приобретают талон за 265 рублей и могут пользоваться всеми видами городского пассажирского транспорта неограниченное количество раз.
— Единая электронная карта дает право бесплатного проезда в общественном транспорте 93 тысячам региональных льготников, проживающих в Ростове, — уточнила г-жа Шувалова. — Это ветераны труда, ветераны труда Ростовской области и другие. Решение позволило экономнее расходовать средства городского бюджета, оплачивая только реальные поездки.
Кроме двух названных групп в Ростове сегодня 85 тысяч пенсионеров, не имеющих других льгот, пользуются правом проезда с 50-про¬центной скидкой. 103 тысячи школьников также пользуются транспортом за полцены. То есть почти 190 тысяч пассажиров имеют право на 50-процентную скидку.
Ирина Шувалова сообщила, что с 1 ноября 2019 года безналичной оплатой проезда смогут воспользоваться и жители 10 городов и районов, входящих в Ростовскую агломерацию. Речь идет о пассажирах, имеющих право на транспортные льготы и регулярно пользующихся ростовским городским транспортом. Это позволит вести персонифицированный учет поездок и экономнее использовать бюджетные ресурсы.
В планах — легкорельсовое и «колесное» метро
Христофор Ермашов рассказал о перспективных направлениях развития городского транспорта. По его словам, так называемое легкорельсовое метро —реальная альтернатива традиционному, и прорабатывать планы по его созданию начнут уже в 2020 году.
Развитие городской электрички, мультимодальных перевозок (то есть возможности сочетания разных видов транспорта) также будет активно развиваться.
А перевозку пассажиров авто¬бусами-экспрессами планируют организовать уже в следующем году:
— Будем рассматривать вопрос возвращения автобусов-экспрессов — так называемого «колесного метро». Для этого разработаем специальные маршруты, которые будут останавливаться лишь на двух-трех крупных транспортных развязках. Проанализируем эффективность этого решения, основываясь на данных нашей Муниципальной транспортной компании.
Христофор Ермашов заявил, что эксперимент начнется уже в следующем году. Экспрессами будут обычные автобусы, следующие по выделенным полосам движения, протяженность которых планируют увеличить.
— Сейчас у нас 38 км выделенных полос, мы хотим довести этот показатель до 60 км, — уточнил директор департамента.