Третий за лето крупный пожар на топливном складе
Этим летом в Ростовской области случились три масштабных пожара на территории хранилищ нефтепродуктов. Комментарии властей по таким инцидентам становятся все более лаконичными. Эксперт говорит, что дефицита горюче-смазочных материалов не будет, но цены вырастут.
Первый крупный пожар в результате атаки дронов произошел в ночь с 17 на 18 июня. Пламя охватило резервуар в Азове. 19 июня здесь же разгерметизировалась еще одна емкость с горючим, и пожар усилился. Инциденты 18 и 19 июня, а также работу спасателей с первого до последнего дня (то есть до 21 июня) комментировал губернатор Василий Голубев. Его посты в соцсети — перечисление цифр и фактов. Можно было узнать, например, что к семи утра в тушении пожара задействовали 208 человек, 39 единиц техники и один пожарный поезд и что объем горящего резервуара — 5 тыс. куб. м.
18 августа по той же причине, из-за налета дронов, загорелось топливное хранилище рядом с Пролетарском. Вначале официальное освещение событий было таким же подробным: даты, точное время, факты. В постах губернатора была информация о том, сколько спасателей обратились за помощью, сколько серьезно пострадали, сколько оказались в реанимации. Однако пожар не удалось потушить через три с половиной дня, как в Азове. И региональные власти перестали его комментировать. Например, не сообщалось о том, что между 21 и 22 августа пострадали еще пять человек. Это стало известно из материалов ТАСС. В региональном управлении МЧС вообще не комментировали ситуацию на топливной базе в Пролетарске. Последний пост губернатора, связанный с этим объектом, — от 20 августа. Он о том, что спасатели все еще работают, о том, какие меры приняли, чтобы избежать ландшафтного пожара рядом с базой, о пункте временного размещения и пр. После 20 августа губернатор лишь раз упомянул этот инцидент. Он пояснил, что возгорание трех домов в Пролетарске «не связано с тем, которое ликвидируют в Пролетарском районе, очаги находятся друг от друга на расстоянии в 5 км». По данным на 16.00 31 августа нет сведений ни о локализации огня, ни о ликвидации. Однако в сетях пишут, что в поврежденных емкостях выгорело почти все топливо, пламени не видно, и дыма все меньше.
Об аналогичном инциденте, который случился на прошлой неделе, за трое суток с его начала был только один официальный комментарий. «В Каменском районе в результате атаки БПЛА произошло возгорание на топливном складе, — сообщил Василий Голубев утром 28 августа. — Пострадавших нет. В тушении задействованы силы экстренного реагирования. Угроза распространения огня на жилые дома отсутствует». 29 августа в соцсетях появилась информация о еще одном взрыве. Затем глава администрации Каменского района Владимир Савин со своей страницы в соцсети обратился к местным жителям. Он сообщил о введении режима повышенной готовности и отметил, что ситуация под контролем, огонь не дойдет до населенных пунктов.
Эти и другие пожары на складах горюче-смазочных материалов (они были не только в Ростовской области) вызвали в СМИ и соцсетях споры о том, будут ли расти цены на топливо. Пока статистика не подтвердила факт роста цен. Ссылаясь на Росстат, «Интерфакс» написал, что с 20 по 26 августа в России рост цен на бензин замедлился до 0,22% (неделей ранее было 0,26%). «По отношению к началу года цены на бензин к 26 августа поднялись на 6,5% (общая инфляция за этот период составила 5,19%)», — сказано в публикации.
28 августа ситуацию на рынке топлива прокомментировал для «Парламентской газеты» аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Он отметил, что нет точных открытых данных об ущербе атакованных объектов, поэтому сложно анализировать последствия пожаров. «Однако мы можем сделать косвенные выводы по ситуации на бирже, — цитирует издание своего собеседника. — А там никакого скачка цен мы сейчас не наблюдаем. Напротив — после введения запрета на экспорт бензина, который будет действовать еще в сентябре как минимум с возможностью пролонгации до конца года, цены пошли вниз. Если в июле бензин АИ-95 торговался по 78 тысяч рублей за тонну, то сейчас он стоит где-то 72 тысячи и может подешеветь до 70».
По мнению г-на Юшкова, возможен краткосрочный дефицит, связанный не с объемами топлива, которые есть в стране, а с логистикой. «По дизелю порой возникают проблемы с доставкой, — сказал Игорь Юшков. — Обратите внимание, что ВСУ часто бьют не по НПЗ даже, а непосредственно по базам, где хранится уже готовое топливо. Из-за этого, например, до той же Ростовской области, где потребление идет большое за счет того, что часть топлива оттягивает СВО, а еще часть сельское хозяйство, дизель могут попросту не успеть довезти. Но опять же это означает лишь временные трудности с поставками, а не дефицит как таковой».
При этом эксперт подчеркнул, что биржевые и розничные цены формируются по-разному. В первом случае возможны как рост, так и снижение, а во втором — только рост. По мнению г-на Юшкова, обычные автомобилисты увидят рост цен на заправках — хотя бы на уровне инфляции. Прогноз эксперта до конца 2024 года — плюс 9,5%.