Зеленый каркас Ростова снаружи и внутри
На прошлой неделе представители городских и областных властей обсуждали создание эколого-рекреационного каркаса вокруг Ростова. Превращение обозначенной территории в лес — дело далекой перспективы. Пока же чиновники надеются на озеленение при новом строительстве. Однако на практике жители новостроек не всегда получают положенные 6 кв. м зелени на человека.
Радует, что Ростовская область приступила к исполнению нового федерального законодательства, предписывающего создавать зеленые пояса вокруг крупных городов. Как решили на заседании, диаметр первого зеленого пояса составит 55 км и пройдет по юго-западной части Ростовской области, захватив Новочеркасск, Батайск и четыре сельских района. Ростовской области еще только предстоит оформить эти земли как рекреационные, чтобы на них не начали ничего строить. Появление же на этих территориях лесов — дело небыстрое. Когда начнется высадка деревьев — неизвестно, поскольку еще нет планов финансирования, а земли, входящие в зеленый пояс, преимущественно федеральные.
Впрочем, города должны иметь зеленый каркас не только снаружи, но и внутри.
По данным администрации города, площадь городских лесов в Ростове-на-Дону составляет 3,84 тыс. га, границы которых установлены приказом Рослесхоза.
Однако глава администрации города Виталий Кушнарев на заседании пояснил, что речь идет о территориях, а не о живых деревьях.
— То, что мы называем территориями городских лесов, не всегда является лесом, — приводит слова г-на Кушнарева портал Donnews.ru. — У нас есть участки без единого дерева, хотя официально это земли городских лесов. Так что деревьев Ростову не хватает.
По его словам, создание единой естественной экологической системы сегодня является приоритетным направлением.
— По современным нормативам полагается 6 кв. м зеленых насаждений на 1 человека, и новые районы мы закладываем с учетом этих данных, — сообщил г-н Кушнарев на заседании. — Пусть медленно, но верно мы наращиваем объем зеленых насаждений и таким образом формируем легкие донской столицы.
Однако, если внимательно посмотреть на современное строительство в Ростове, можно заметить, что строители, как и прежде, стараются обходить эти нормативы.
Например, неизвестно, сколько зелени на человека будет в новом проекте ЖК на ул. Варфоломеева (на участке 20 соток построят объект общей площадью 16,3 тыс. кв. м), но застройщик не смог вместить на свой участок даже маленький ларек отдела продаж — он стоит на тротуаре на противоположной стороне перекрестка.
Да и расчетное количество людей в новых жилых комплексах, возможно, занижено. В строящихся домах, которые изучил корреспондент N, по документам будет жить в среднем 1,1–1,7 человека на квартиру. Расчет строится исходя из местных норм жилищной обеспеченности 30–40 кв. м на человека. В реальности на одного ростовчанина приходится меньше жилых метров.
По данным сервиса «Гос ЖКХ», общая площадь многоквартирного жилого фонда Ростова — 15455,6 тыс. кв. м, в котором зарегистрировано 519781 человек. То есть на одного человека приходится 29,7 кв. м общей площади домов, а жилая может быть еще на 10–40% меньше. Это значит, что людей в новых домах будет жить больше и, соответственно, на каждый дом должна быть предусмотрена большая площадь зеленых насаждений. Пока нормативы таковы, каждая новостройка вряд ли будет улучшать экологическую обстановку. А если вспомнить недавнюю вырубку части Александровской рощи, которую потом отдали под застройку, становится понятно, что вряд ли Ростову удастся быстро ликвидировать дефицит деревьев.
На прошедшей дискуссии утверждалось, что Генпланом предусматривается возможность увеличения городских лесов на 1,44 тыс. га.
Однако в 2015 году на обсуждении изменений в Генплане эколог Александр Водяник говорил, что в новом Генплане природно-экологический каркас по существу исчез. И гендиректор строительной компании «Кристина» Валерий Левченко отмечал, что увеличение жилого фонда почти в 2 раза, уплотнение застройки, естественно, «прихлопнет» зеленые насаждения.
Чтобы сделать что-то полезное для экологии здесь и сейчас, на мой взгляд, городские власти должны как минимум изменить нормы жилищной обеспеченности, совместив их с реальностью, и, конечно же, контролировать их соблюдение на практике на этапе выдачи разрешений на строительство.