Зарегистрировать бизнес можно с мобильных устройств
И. о. руководителя УФНС России по Ростовской области Владимир Шелепов считает, что онлайн-сервисы ведомства стали достаточно популярны у местных налогоплательщиков. Уже 100 тысяч жителей области подключились к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», 45 тысяч человек ежемесячно посещают сайт управления. По прогнозу главы УФНС, с приближением 1 ноября — срока уплаты имущественных налогов физлицами — интерес к онлайн-услугам будет расти.
— Насколько онлайн-услуги популярны у налогоплательщиков?
В.Ш.: — Налогоплательщикам области доступны 35 онлайн-сервисов ФНС России и 5 интернет-сервисов, разработанных УФНС по Ростовской области. Такой подход оправдывает себя. В середине 2009 года на сайт заходило всего пять с половиной тысяч человек в месяц. Сейчас, во многом благодаря развитию интерактивной составляющей сайта, 45 тысяч человек ежемесячно посещают сайт Управления. За 6 месяцев 2013 года зафиксировано свыше 1,6 млн обращений к сайту, что, несомненно, говорит о популярности получения услуг именно в электронном виде.
— Какие сервисы разработаны в Управлении ФНС для местных налогоплательщиков?
В.Ш.: — Мы разработали 5 сервисов, позволяющих налогоплательщикам рассчитать транспортный налог, увидеть работу оперзалов в режиме реального времени, контролировать доставку корреспонденции из налоговых органов, уточнять свою обязанность по предоставлению декларации по форме 3-НДФЛ. Воспользоваться этими сервисами можно на сайте www.r61.nalog.ru в разделе «Электронные услуги».
Самая новая разработка управления — сервис «Книга учета доходов и расходов». Дело в том, что юрлица и предприниматели, находящиеся на упрощенной системе налогообложения (УСН), обязаны вести налоговый учет доходов и расходов для исчисления налоговой базы и суммы налога, а предприниматели, применяющие патентную систему, должны учитывать доходы для подтверждения права ее применения. Теперь с помощью этого сервиса они смогут вести налоговый учет в электронном виде в удобное время и в любом месте. Важное преимущество для таких налогоплательщиков — возможность автоматически формировать декларацию на основе книги и при необходимости сохранять ее на компьютере. Прошло около месяца, как этот сервис начал работать, но уже больше 170 человек ведут учет с его помощью.
— Нужны ли налогоплательщику специальные технические средства для того, чтобы пользоваться сервисом?
В.Ш.: — Никаких дополнительных программных или технических средств для применения сервиса «Книга учета доходов и расходов» не требуется. Чтобы приступить к работе, нужно зарегистрироваться, используя свой ИНН и пароль, авторизоваться в сервисе и заполнить в разделе «Профиль пользователя» все необходимые поля.
— Какие еще услуги в электронном виде сейчас доступны налогоплательщикам?
В.Ш.: — С начала года появилась возможность получать в режиме онлайн информацию о ходе и результатах рассмотрения своих жалоб и заявлений, поступивших в УФНС как в письменном, так и в электронном виде, с помощью сервиса «Узнать о жалобе». Это позволяет сделать процесс рассмотрения обращений более открытым, избавляет налогоплательщиков от необходимости обращаться в налоговые органы лично или по телефону, чтобы узнать о статусе рассмотрения обращения.
Разобраться в вопросах применения налогового законодательства и быть в курсе последних изменений помогает сервис «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами». Пользователи сайта ФНС России сегодня могут по электронной почте получать сообщения о размещении в этом разделе новых методологических разъяснений. Размещенные в нем документы содержат правовую позицию, согласованную с Минфином России, и обязательны к применению всеми налоговыми органами страны. Соответственно, к налогоплательщику, использующему положения писем, размещенных в сервисе, не может быть претензий со стороны налоговых органов. База данных сервиса еженедельно пополняется актуальными разъяснениями по вопросам методологии исчисления и уплаты всех налогов и сборов.
С запуском сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» у граждан появилась возможность осуществлять текущие платежи по имущественным налогам, а не только задолженность, как было раньше. Это удобно, так как людям не приходится тратить время на посещение отделений банков. К этому сервису уже подключились более 100 тысяч жителей Ростовской области. С его помощью можно, к примеру, самостоятельно распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налогов, не ожидая их по почте, оплачивать налоги через интернет, отслеживать статус налоговой декларации по форме 3-НДФЛ на получение имущественных и социальных налоговых вычетов.
В июле запущен новый сервис «Заплати налоги». Это единый сервис с навигацией, которым могут воспользоваться как предприниматели, так и граждане. Юрлица и ИП в режиме онлайн могут заполнить платежное поручение или уплатить госпошлину, а граждане — узнать свою задолженность. Этот сервис позволяет налогоплательщикам-физлицам авансом формировать платежные документы на уплату имущественных налогов, что особенно актуально с приближением 1 ноября — срока уплаты имущественных налогов.
— С помощью электронных средств можно упростить процедуру регистрации бизнеса?
В.Ш.: — Мы уже это сделали. Для будущих предпринимателей создан сервис — «Подача электронных документов на госрегистрацию». Гражданину достаточно скачать программу, заполнить заявление, заверить документы электронной подписью — собственной или нотариуса — и направить их в инспекцию. В конце прошлого года для регистрации ИП разработан еще один сервис. Заполнение форм осуществляется в интерактивном режиме, то есть не нужно скачивать и устанавливать специальное программное обеспечение, а во-вторых, не требуется получение сертификата ключа подписи. К тому же этот сервис реализован и как приложение для мобильных устройств, в частности для iPad.