«Западная хорда» Ростова пройдет через Кумженскую рощу
Обновленный дорожный проект «Западной хорды» стал самым обсуждаемым изменением в генплан Ростова. Экологи не сомневаются в том, что новая дорога городу необходима, но опасаются, что вырубка 7% Кумженской рощи для этой цели разрушит рощу, а обещанные компенсационные посадки так и не приживутся из-за отсутствия квалифицированного послепосадочного ухода.
Около ста горожан пришли обсудить проект изменений в действующий генплан Ростова в Публичную библиотеку.
— Проект изменений в генеральный план отличается тем, что мы не разрабатываем новую концепцию, а только вносим конкретные изменения в уже утвержденный документ, — объяснил архитектор проекта Дмитрий Довлатов.
Тему обсуждения «Западной хорды» поднял председатель совета территориального общественного самоуправления Юрий Дегтярев. Основные опасения общественности заключаются в том, что проект, не решив транспортных проблем, приведет к вырубке части Кумженской рощи. Согласно действующему плану, хорда должна была возвращаться с левого берега на улицы Всесоюзную по Назадзе и дальше уже уходить на Западный мост, если же изменения будут внесены в генплан, то дорога проляжет не по Всесоюзной, а через Кумженскую рощу.
Руководитель ПК ПТИ «Ростовавтодорпроект» Николай Амирян заявил, что при разработке проекта это было сделано для того, чтобы избежать сноса 300 домов на ул. Всесоюзной.
— Если бы мы пошли по тому плану, который есть сейчас, мы должны были бы снести почти 300 домов, а внося изменения, снесем только около 30. Если взять общую площадь зеленых насаждений в Кумженской роще, мы убираем 7% площади. Если 270 домов лучше, чем 7% зеленых насаждений, поправьте меня, — высказался Николай Амирян.
Он добавил, что проектом предусматривается компенсационная высадка деревьев на площади вдвое большей, чем та, на которой они будут вырублены, а также то, что мемориальный комплекс в роще никак не будет затронут дорогой. Но ответы разработчика не успокоили общественность.
Дендролог, кандидат сельхознаук, руководитель питомника «ЗеленКуст» Андрей Сыровой напомнил N, что развитие транспортной инфраструктуры для Ростова — это одна из первостепенных задач:
— Город задыхается, и все машины, которые могут не заезжать в город, конечно, нужно вести по объездной дороге. Для Ростова это будет большим плюсом. И дорогу невозможно построить без вырубки. По моему мнению, в Ростове проблема не с вырубкой. И новых деревьев высаживается много. Проблема в полном отсутствии квалифицированного послепосадочного ухода. По большому счету, вырубленные деревья достаточно быстро могут быть компенсированы, буквально за 2-4 года, новыми посадками, но только при условии, что посадки будут приживаться.
Татьяна Соколова, старший научный сотрудник ЮНЦ РАН, кандидат биологических наук, отмечает, что, к сожалению, изменения в проекте, скорее всего, невозможны, так как никто не будет сносить более 270 домов и расселять затем жителей:
— Это намного дороже, нежели вырубить деревья. Предполагается, что в качестве компенсационных мероприятий будут высажены деревья на площади в 2 раза больше вырубленной. Однако мало кто принимает во внимание, что роща (сообщество деревьев) будет разобщена, из-за чего могут нарушиться экосистемные процессы в ней плюс вся растительность подвергнется мощному воздействию выхлопных газов и пыли (хотя в противном случае они полетят на дома). Загрязнение коснется и водных ресурсов, которые сейчас роща и защищает. И конечно же, Кумженская роща не только излюбленное место отдыха, пикников горожан, но и место памяти о подвигах ростовчан в Великой Отечественной войне. Подобные проблемы возникали и в других странах. Например, в Японии подобную дорогу выстроили на сваях вдоль реки, таким образом, и лес вдоль нее сохранили, и дома с другого берега не тронули, поставили щиты, тем самым уменьшив звуковую и пыльную нагрузку на окружающую местность.
Ирина Черкашина, кандидат географических наук, руководитель центра содействия экологическим инициативам «Экомост», сетует, что в городе нет службы, которая бы несла ответственность за уход за зелеными насаждениями.
— Эта ответственность размыта между департаментом благоустройства ЖКХ и комитетом охраны природы города. Думаю, разрушив зеленый каркас города, мы перейдем к разрушению остальных коммуникаций, делающих город единой системой, и вернемся к ситуации, когда территория города будет представлять собой поселки и трущобы вперемешку с человейниками. Все попытки общественников и специалистов-экологов говорить о необходимости управлять зеленой инфраструктурой города мэром игнорируются как минимум год. 8-9 декабря на Конгрессе гражданских экологических инициатив муниципальных образований Ростовской области гражданские активисты и специалисты-экологи будут обсуждать эту тему, — заявила эколог.
«Западная хорда» пройдет в достаточной удаленности от жилых массивов
Минтранс Ростовской области уже комментировал ситуацию.
На первоначальном этапе разработки проектной документации рассматривались несколько вариантов прохождения трассы, отмечали в ведомстве: «На сегодняшний день для дальнейшего проектирования принят вариант прохождения трассы «Западная хорда», примыкающей к транспортной развязке на 9-м км федеральной автодороги А-280 Ростов-на-Дону — Таганрог, проходящей через ул. Доватора и далее по западной границе микрорайона Левенцовский, на участке от пр. Малиновского до ул. Портовой с созданием кольцевого маршрута с односторонним движением по ул. Всесоюзной (в сторону ул. Малиновского), строительства моста-эстакады, соединяющего ул. Малиновского и «Западную хорду» при движении по направлению на г. Батайск с возвратом указанного направления в существующие условия в районе пл. Рыбака, со строительством моста и обходом охранной зоны Кумженского мемориала».
Считается, что строительство этой автомобильной дороги не только решит вопрос с выводом транзитного транспорта за пределы улично-дорожной сети Ростова, но и благодаря организуемым примыканиям обеспечит дополнительную транспортную доступность Левенцовского микрорайона и нескольких СНТ.