Законодатели повысили защиту авиапассажиров
Госдума приняла закон о ратификации Монреальской конвенции об унификации правил воздушных перевозок от 28 мая 1999 года. Она, в частности, регулирует вопросы ответственности авиакомпаний перед клиентами и устанавливает размеры компенсаций для путешественников. В соответствии с документом выплаты за задержки российских рейсов, компенсации за гибель или телесные повреждения пассажиров в случае авиационных происшествий могут возрасти в несколько раз по сравнению с устаревшей Варшавской конвенцией.
Международная команда юристов и экспертов по авиационному праву, представляющая интересы родственников 37 погибших в ростовской катастрофе 19 марта 2016 года, ранее обращалась в Госдуму с просьбой ускорить принятие закона о присоединении РФ к Монреальской конвенции и распространить его действие на родственников погибших в катастрофе FlyDubai (см. N, № 10 (1218)).
Эксперт по воздушному праву Артур Эберг отметил, что ратификация Монреальской конвенции — это серьезный шаг в сторону усиления защиты прав российских пассажиров, а также пассажиров других стран, летающих рейсами отечественных авиакомпаний.
Но эксперт выразил сожаление о том, что депутаты Госдумы не использовали имеющуюся практику распространения обратной силы закона на отношения причинения вреда жизни и здоровью граждан, по которым к моменту введения нового закона вред оставался невозмещенным.
— Например, подобное позитивное решение было принято парламентариями при введении в действие второй части российского Гражданского кодекса. Поэтому семьи пассажиров, погибших в недавних авиакатастрофах, таких как MetroJet в 2015 году и FlyDubai в 2016 году, к сожалению, не получили твердого права на дополнительную защиту, предоставляемую Монреальской конвенцией. Вместе с тем авиаперевозчики могут применить сложившуюся международную «монреальскую» практику в добровольном порядке — тем более в принципиально новой ситуации, сложившейся благодаря принятию закона.
Как пояснил Артур Эберг, есть прецеденты, когда перевозчики ориентируются на положения конвенции даже в случаях с пассажирами из стран, не являвшихся ее членами.