В Ростовской области защищают права 80 тыс. потребителей ежегодно
В Ростове прошла очередная ежегодная региональная конференция по защите прав потребителей. Ее участники обсудили вопросы контроля качества товаров и услуг в различных отраслях — от розничной торговли и бытового обслуживания до транспорта и ЖКХ. По уровню защиты прав потребителей Ростовская область входит в тройку лидеров среди регионов России. Этому способствует действующая на Дону региональная программа, которая реализуется с 2008 года.
Мероприятия по защите прав потребителей реализуются в Ростовской области в рамках региональной госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Среди главных направлений подпрограммы — оказание жителям Донского края бесплатной юридической помощи, просвещение в сфере защиты потребительских прав, работа «горячей линии» и электронной почты для консультаций, мониторинг качества и безопасности товаров и услуг и другие мероприятия.
— Ежегодно 80 тыc. граждан получают помощь в решении своих вопросов от специалистов в муниципалитетах, в общественных приемных департамента потребительского рынка, по областному телефону «горячей линии», по электронной почте, — сообщил в ходе своего выступления на конференции по защите прав потребителей первый заместитель губернатора Ростовской области Александр Скрябин. — Ведется большая информационная работа с подрастающим поколением. Кроме того, проводится мониторинг качества продукции. В этом году проведено 600 таких исследований в 52 товарных группах.
В общественные приемные по защите прав потребителей ежегодно обращаются около 3 тыс. жителей области. Специалисты, работающие в приемных, помогают гражданам составлять претензии к качеству товаров или уровню обслуживания, а также подготавливать исковые заявления с расчетом штрафных санкций. В муниципальных отделах защиты прав потребителей с начала 2024 года консультации получили более 50 тыс. жителей Донского края. Более 52 тыс. человек посетили за тот же период сайт zppdon.ru, на котором можно задать вопрос, касающийся защиты прав потребителей, составить претензию и воспользоваться чат-ботом для получения юридической консультации.
По итогам первого полугодия наибольшее количество жалоб поступило на работу транспорта (63% обращений), предприятий сферы ЖКХ (15%) и торговли (11%).
— Региональная программа по защите прав потребителей позволяет нам обеспечить эффективное реагирование и взаимодействие с жителями Донского края в этом направлении, — заявил Александр Скрябин. — Удержать лидерские позиции порой намного сложнее, чем их достичь, но благодаря нашим программным мероприятиям и взаимодействию с управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Ростовской области, а также с органами местного самоуправления, с общественными объединениями потребителей регион демонстрирует достойные результаты.
На реализацию мероприятий программы ежегодно выделяются средства из бюджета Ростовской области. Объем ее финансирования в нынешнем году превысил 13 млн рублей, а в 2025 и 2026 годах он составит более 14,5 млн рублей ежегодно.
Большое внимание в рамках программы уделяется повышению потребительской грамотности и популяризации знаний о правах потребителей в молодежной среде. С этой целью среди школьников проводятся тематические олимпиады. В 2024 году в такой олимпиаде приняли более 6 тыс. учащихся 8-х — 11-х классов общеобразовательных школ Ростовской области. Во время ежегодной региональной конференции по правам потребителей прошло награждение авторов лучших конкурсных работы. Александр Скрябин подчеркнул, что в нынешнем году олимпиада проходила под лозунгом Всемирного дня защиты прав потребителей: «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».
— Быстрые решения — это то, что предлагает потребителю искусственный интеллект, — объяснил первый заместитель губернатора. — Однако зачастую прописанные алгоритмы не могут предложить решения в правовом поле. Поэтому так важно вести просветительскую работу и повышать уровень грамотности граждан. Эти задачи стоят перед нами и остаются неизменными.