В Ростове обсудили приближение власти к народу
Проект федерального закона об изменении организации местного самоуправления обсудили в Ростове. Если он будет принят в нынешнем виде, то в областном центре, городе с внутренним делением на районы, может появиться двухуровневая власть. Каждый из 8 городских районов станет самостоятельным муниципалитетом со своим главой, которого выберет районная Дума, и сити-менеджером — главой администрации, — назначенным по контракту. Многие посчитали такое разделение полномочий неоправданным. Мэр Ростова Михаил Чернышев заявил, что усложнится процесс управления территорией.
Законопроект был разработан после послания президента Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, в котором Владимир Путин поставил задачу приблизить местную власть к людям, сделать так, «чтобы любой гражданин мог дотянуться до нее рукой». 11 марта в Госдуму был внесен проект закона, меняющий некоторые принципы организации местного самоуправления. Теперь его обсуждают в регионах. В Ростове в обсуждении участвовали мэры и депутаты городов и районов — члены правления ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области» и президиума Ростовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления». В крупных городах с внутригородскими районами может появиться двухуровневая система власти. В сельских поселениях законопроект предлагает сократить перечень полномочий с 40 до 13, передав часть из них на районный уровень. На прямых выборах будут избираться депутаты сел и городов, внутригородских районов, а также главы сельских поселений. Глав районов и городов с внутренним делением будут избирать депутаты представительных органов из своего состава, а главы администраций (сити-менеджеры) будут назначаться по контракту после проведения специальных конкурсов.
Суть возможных изменений изложил заместитель губернатора Александр Ищенко:
— Предполагается, что именно депутаты районных собраний станут оказывать влияние на всю городскую политику. Они будут избирать глав внутригородских районов, назначать глав соответствующих администраций. Из депутатов всех районов предлагается формировать городскую Думу, которая в свою очередь выберет мэра города и наделит полномочиями сити-менеджера, выбранного по конкурсу. Повышается значение каждого голоса избирателя, полученного депутатом на выборах. Гендиректор Южно-Российского института управления РАНХиГС (СКАГС) Василий Рудой заметил: «Сейчас глава, избранный на выборах, — это политическая фигура. Сити-менеджер ориентирован на хозяйственный формат. Эта модель может считаться разумной, но института подготовки сити-менеджеров нет. Необходимо формировать единый центр их подготовки».
Мэров небольших городов и сельских поселений волновал вопрос о том, как будут разделены полномочия между двумя первыми лицами.
Василий Гордиенко, глава поселения из Неклиновского района, уверен, что «в районе должен быть один глава, потому что иначе возникнет неразбериха, начнется перекладывание ответственности, люди будут ходить по кругу».
Депутат Ростовской городской Думы, председатель постоянной комиссии по местному самоуправлению Татьяна Георгиева заявила, что является «абсолютным противником конструкции с сити-менеджером»:
— Кому будет подчиняться сити-менеджер: совету депутатов или комиссии, которая привела его к власти? Непродуманная конструкция, на мой взгляд, особенно когда она предполагается как единственно возможная для крупных городов.
— Ростов будет рассыпан на 8 автономных муниципалитетов, — продолжила Татьяна Георгиева. — В каждом — районная Дума, выбранный и назначенный главы. Это искусственное членение только для того, чтобы как будто приблизить население к власти.
Александр Ищенко возразил, что проблемы, безусловно, могут возникнуть, но предложенная в законе схема уже реализуется в 47 административных центрах субъектов федерации.
Председатель Ростовской городской Думы Зинаида Неярохина была более категоричной:
— Закон надуманный, он отвлекает всех от основной работы. Сложилась система местного самоуправления, которая при необходимости в любой момент может быть поправлена уставами муниципальных образований.
Мэр Ростова Михаил Чернышев считает, что «в Ростове произойдет децентрализация, усложнится процесс управления территорией»:
— Население в районах получит человека, который будет обладать меньшими полномочиями и ресурсами, чем мэр города. К примеру, мы исповедуем единый подход в отношении нестационарной торговли. Представьте, станет Ленинский район самостоятельным, и Сергей Карпович (кивает в сторону Сергея Сухариева, главы Ленинского района. — N) заставит его ларьками, как ему захочется. Я могу спросить: «Что вы делаете?» А он ответит: «Это наши полномочия, мы так решили. У нас собственный бюджет, мы думаем, как его наполнить».