В Ростове и Новочеркасске попытаются вдвое снизить вредные выбросы за 47,5 млрд руб.
Правительство России утвердило комплексные планы по снижению выбросов в атмосферу Ростова и Новочеркасска. В Ростове ситуация должна улучшиться благодаря совершенствованию транспортной системы, в частности обновлению трамвайной сети. В Новочеркасске главное мероприятие — рекультивация полигона твердых бытовых отходов. Эти проекты реализуются со значительными задержками. Но даже если все пойдет по плану, ощутимый эффект ожидается через 10 лет.

Согласно распоряжению председателя правительства России Михаила Мишустина Ростов и Новочеркасск включили в комплексный план по снижению выбросов в атмосферу. Таким образом, два донских города стали участниками федерального проекта «Чистый воздух».
Программа очень долгая, рассчитана на 10 лет. Причем до 2030 года ситуации почти не изменится. В цифрах это выглядит так. Базовый показатель — 4,6 тыс. тонн. Это изначальный уровень выбросов в Ростове. Его измерили в 2020 году и приняли за основу (100%). С 2025 по 2029, согласно прогнозам, он останется почти таким же (99,32%). В 2030-м ожидается снижение до 80%, а к 2036-му — до 50%, то есть выбросов должно быть вдвое меньше.
Отметим, что речь идет о так называемых приоритетных загрязняющих веществах, которые ухудшают гигиеническую обстановку, создают риски для здоровья человека.
Как следует из документа, первым условием улучшения качества воздуха в Ростове будет масштабная реконструкция городской трамвайной сети. Ее в документе представляют как часть программы по созданию мультимодальной системы перевозок и оптимизации транспортных потоков. Этот проект получит наибольшее финансирование. По данным на 1 сентября в 2025 году «Ростовскому трамваю» выделят из федерального бюджета 7,6 млрд руб. (финансирование на 2026–2030 годы еще не определили). Из бюджетов области и Ростова добавят 326,1 млн руб. Внебюджетные средства — 39,3 млрд руб. Судя по всему, последняя цифра — это деньги, которые потратит группа компаний «Синара» — концессионер по проекту. В сумме получается 47,2 млрд руб.
Как писал «Город N», в Ростове проект остановился на неопределенное время. Пересматриваются затраты. Из схемы уберут несколько линий. Концессию заключили более двух лет назад — в марте 2023-го. Власти Ростовской области и компания «Синара — городские транспортные решения» предполагали, что до 2028 года затраты по «Ростовскому трамваю» превысят 61 млрд руб. В конце июля 2025-го выяснилось, что эта цифра не актуальна. Изначально речь шла о четырех направлениях новой трамвайной системы Ростова. Первое — существующие линии в центре и старых районах города: между ж.-д. станциями «Ростов Главный» и «Сельмаш», а также от Мичурина до госпиталя ветеранов войн. Второе — с запада в центр. Остановки планировались в Левенцовке, на ж.-д. станции «Ростов Главный», у госпиталя ветеранов, на Буденновском, Горького и Сельмаше. Третье — с севера на юг. Для тех, кому нужно добраться из Суворовского и с Верхнего Темерника на Орбитальную, Космонавтов, через Нагибина и Ворошиловский в «Мегамаг» на левом берегу. Четвертое направление — с востока в центр. Трамвайные маршруты должны были соединить территорию старого аэропорта с пр. 40-летия Победы, улицей Черевичкина и центром (Станиславского — ж.-д. станция «Ростов Главный»). Что из этого сократят, пока неизвестно.
Далее. Из документов правительства РФ следует, что, если найдутся деньги на завершение строительства автодороги «Западная хорда» (то есть на работы по 2-му этапу), это тоже улучшит ситуацию в Ростове, т. к. значительная часть машин будет объезжать город по будущему Ростовскому транспортному кольцу, а значит, объем выхлопов сократится. Известно, что пока денег нет. В распоряжении Михаила Мишустина указан планируемый срок реализации проекта — 2025–2027 гг.
«Город N» сообщал, что еще один пункт программы — это ввод в Ростовской области интеллектуальной транспортной системы. Она должна автоматизировать управление дорожным движением (в частности «грузовым каркасом») в городах с населением более 300 тыс. человек. Заявленный объем финансирования до конца 2024 года — 320 млн руб. В 2026 году на ростовскую часть проекта планируют потратить 36 млн руб.
На ростовские мероприятия по снижению выбросов от объектов коммунальной инфраструктуры из областного и городского бюджетов выделят 131,2 млн руб.
В Новочеркасске ситуация должна улучшиться главным образом благодаря завершению рекультивации полигона твердых бытовых отходов на улице Крайней. Причем, как сказано в документах правительства России, заметные изменения произойдут только после реализации биологического этапа проекта, то есть после того как на месте многолетней свалки будет чистая земля, покрытая здоровой растительностью. Согласно плану, это случится не раньше декабря 2029 года. Проект проблемный. Администрация Новочеркасска меняла подрядчика, сроки ввода не раз переносились. По данным пресс-службы правительства Ростовской области, подготовительные работы на объекте стартовали в феврале 2023 года. Тогда площадь новочеркасского полигона превышала 15 га, объем мусора был близок к 1,5 млн куб. м. В 2022 году администрация Новочеркасска предлагала за всю рекультивацию почти 300 млн руб. Для ее завершения в начале февраля 2025 года нашли подрядчика за 183,3 млн руб. В июле 2025 года сайт национальныепроекты.рф сообщил, что проект готов на 86%. В документах федерального правительства сумма финансирования до декабря 2030 года — 180,5 млн руб.
Итого по Ростову и Новочеркасску получается 47,5 млрд руб. Объем выбросов в Новочеркасске, как и в Ростове, должен сократиться в два раза. За основу взяли уровень 2020 года (31,6 тыс. тонн). Это 100%. Столько же будет до 2029 года включительно. В 2030-м планируется сокращение до 80%, в 2036-м — до 50%.