В развитие туризма в Азове вложат $ 28 миллионов
Город Азов включен в проект «Комплексное развитие территории и инфраструктуры малых исторических поселений» под эгидой Министерства культуры России. В рамках проекта предусмотрено воссоздание фортификационных сооружений валов Азовской крепости, реконструкция улиц, развитие инфраструктуры. Проект затронет и обустройство набережной с работами по углублению дна реки Азовки и берегоукреплению. Разработка нового туристического маршрута займет шесть лет. Первый этап должен начаться уже в этом году.
Минкульт РФ с 2018 года реализует проект по развитию малых исторических городов совместно с Новым банком развития (НБР) БРИКС. Банк предоставляет России для этих целей уже второй суверенный заем сроком на 9 лет. Азов попал во второй этап проекта по комплексному развитию территории и инфраструктуры малых исторических поселений. Помимо донского города в нем участвуют Белев, Галич, Елец, Зарайск, Касимов, Кинешма и Шуя. Для этого этапа банк выделяет € 205 млн на социально-экономическое развитие, продвижение и сохранение культурного наследия.
В своем отчете о результатах прошлогодней работы глава администрации Азова Владимир Ращупкин сообщил, что городу в рамках проекта будет выделено 28 млн долларов. Как рассказала N начальник городского отдела развития туризма Азова Оксана Кочевная, проекты комплексного развития города обсуждались еще в 2013 году, был сформирован список приоритетных направлений. В 2019-м появилась возможность присоединиться к этому проекту Министерства культуры РФ.
— Мы составили подпроект «Повышение туристической привлекательности города Азова — стратегический фактор развития региона». Схема очень нестандартная: город не тратит огромные деньги на проекты, их выполнят специалисты Фонда инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга, который будет курировать проект с российской стороны в гродах-участниках. Контроль за расходованием средств будет со стороны Министерства культуры.
Проект объединяет сохранение культурного наследия, увеличение доходов от туризма и улучшение муниципальной экономики, создание рабочих мест и новых предприятий за счет улучшения городской инфраструктуры.
Оксана Кочевная рассказала N, что, стараясь сберечь историю, город рисковал растерять инвесторов:
— Как и другие исторические малые города, Азов столкнулся с тем, что буквально три четверти города — это территория археологических памятников федерального значения. Когда приходит инвестор и планирует создать что-то нужное городу, он видит, что комплексные археологические работы потребуют очень ощутимых затрат, и уходит. В нашем городе очень бережно относятся к истории, мы не допускаем халатного отношения к раскопкам, но при этом городской бюджет не может взять на себя такие расходы. Еще десять лет назад на Форуме мэров малых городов мы обращались с просьбой к правительству предусмотреть программы, которые помогут таким городам обеспечивать соблюдение федерального законодательства по сохранению исторического наследия и развиваться. В 2017 году в Калуге на встрече мэров малых городов глава Азова обозначил эти проблемы перед президентом. Теперь появился такой проект. Азов вошел в него, в нем учтены существующие программы по культуре, благоустройству.
Для включения в проект город должен быть не только древним и небольшим. Среди требований — наличие связи с крупным городом и весомых исторических памятников. Учитывается активность местных властей по привлечению туристов. Она очевидна — в этом году город победил во II Всероссийском конкурсе «Лучшие региональные практики детского туризма» в номинации «Лучшая региональная программа военно-исторического туризма». Ранее «Крепостной вал» вошел в топ-3 туристических брендов России в номинации «Исторический ресторан». Летом 2020 года Азов вошел в десятку самых популярных малых и средних городов России среди туристов по версии портала Tvil.ru. В 2018 году Азовский музей вошел в десятку лучших музеев страны по итогам всенародного голосования под эгидой Министерства культуры РФ, опередив Эрмитаж.
В 2013 году был создан отдел развития туризма, взявший на себя вопросы привлечения внимания к городу, в том числе со стороны предпринимателей. По словам г-жи Кочевной, задача отдела развития туризма — создать привлекательные условия не только для гостей, но и для предпринимателей, желающих развиваться в этом направлении:
— Сейчас уже все меньше тех, кто считает, что туризм — это фестивали по субботам, которые проводит местное управление культуры. Важно, чтобы город был готов встретить гостей во всех смыслах. В Азове уже есть прекрасные примеры, когда бизнес сам становится достопримечательностью. У нас уже сейчас есть винодельня «Кантина», ресторан «Крепостной вал», экопарк «Киммерия», уникальная пивоварня. Развивается прокат лодок с авторскими экскурсиями. Азов стал привлекательным для ремесленников. Это те точки притяжения, которые должны работать в интересах и города, и гостей. В прошлом году во время пандемии я пригласила наш бизнес к диалогу. Мы создали «Альянс гостеприимства» — некоммерческую организацию, где мы собираемся, обсуждаем сложности, советуемся. Для меня и моей коллеги сейчас это волонтерская работа, но результаты будут необходимы в дальнейшем. В рамках реализации проекта будет создано уникальное для региона предприятие — Центр декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов на Дону. Да, у нас фактически нет исторических промыслов. Главный промысел был рыбная ловля. Причем с упором на осетра. Увы, такой промысел показать туристам невозможно. Но можно привлечь ремесленников. У нас в списке около ста прекрасных мастеров — это малый бизнес.
На сколько вырастет турпоток в результате реализации проекта в городе, Оксана Кочевная сказать затруднилась, однако прогнозы у азовских властей позитивные:
— С учетом локдауна у нас было заметное падение — на 47% по гостиничному фонду. С другой стороны, вырос поток гостей из ближних городов и сел, приезжавших в Азов погулять, отдохнуть, перезагрузиться. Таких туристов учесть очень трудно. Согласно данным, предоставленным сотовыми операторами, нас посетили 300 тысяч человек (население Азова — 80,4 тыс. чел. — N). Сейчас во всей отрасли меняется понимание стандартов, методик оценки как количества туристов, так и их удовлетворенности.