«В I квартале налогоплательщики самостоятельно уменьшили убытки в 13 раз»
Применение критериев налогового риска позволяет снизить частоту налоговых проверок и одновременно помогает мотивировать плательщиков добровольно отказываться от минимизации налогов. По словам исполняющего обязанности руководителя УФНС России по Ростовской области Владимира Шелепова, в I квартале налогоплательщики самостоятельно уменьшили убытки почти на 1,1 миллиарда рублей.
N: — По информации вашего ведомства, в первом квартале на 28% сократилось число выездных налоговых проверок. Из-за чего это произошло?
В.Ш.: — Я бы сказал, что выездная проверка — крайняя мера, на которую налоговые органы идут только при наличии достаточных оснований. При этом на первый план выходит аналитическая работа, использование всех имеющихся у нас источников информации о налогоплательщике. Мы оцениваем показатели его финансово-хозяйственной деятельности, отчетность, уровень заработной платы на предприятии, структуру активов и пассивов, операции по расчетному счету, операции с использованием наличных средств. Причем эти показатели оцениваются нами в динамике за несколько налоговых периодов. Обязательно анализируются контрагенты налогоплательщика. Общая картина формируется с учетом сведений, полученных от других органов государственной власти, таможни, органов внутренних дел. На сегодняшний день в нашем распоряжении есть базы данных, содержащие систематизированную информацию о материалах судебной практики и публикациях в средствах массовой информации (в том числе и интернет-СМИ) о налогоплательщиках. Цель всего этого одна — иметь максимально полную, подробную и объективную картину ведения налогоплательщиком своего бизнеса с позиции уплаты им налогов и сборов. Снижение количества выездных проверок — объективный результат нового подхода к такому виду налогового контроля, и я думаю, такая тенденция продолжится.
N: — Кто попадает в планы проверок?
В.Ш.: — В них включаются в первую очередь налогоплательщики, в действиях которых предполагаются признаки схем уклонения от налогообложения. Либо фирмы-однодневки, которые используют организации крупного и среднего бизнеса для минимизации своих налоговых обязательств.
Сегодня одним из важных показателей нашей деятельности является сумма самостоятельно уточненных налогоплательщиками обязательств перед бюджетом. Используя все информационные ресурсы, а также отчетность самого плательщика мы высказываем обоснованное мнение о необходимости пересмотреть свои налоговые обязательства. По-моему, это яркий пример взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков на взаимоприемлемой и взаимоуважительной основе.
Еще одной частью контрольной работы является мотивация плательщиков к добровольному отказу от минимизации налогов. Чтобы сделать прозрачными правила игры, ФНС разработала и разместила на сайте 12 понятных и доступных критериев налогового риска. К ним, в частности, относятся оценка финансовых показателей в сравнении со среднеотраслевыми, факты взаимоотношений с недобросовестными контрагентами, отказ от дачи пояснений о выявленных расхождениях в отчетности и пр. Когда деятельность налогоплательщика прозрачна, нет оснований для назначения выездной проверки.
N: — Как, воспользовавшись этими критериями, можно оценить вероятность проведения налоговой проверки?
В.Ш.: — Критерии находятся в открытом доступе и позволяют налогоплательщику самостоятельно откорректировать все выявленные налоговым органом сомнения. И все чаще эта возможность используется. Так, в I квартале налогоплательщики самостоятельно уменьшили убытки почти на 1,1 миллиарда рублей, это в 13 раз превышает аналогичные показатели прошлого года. Убытки были откорректированы после того, как налоговым органом были запрошены пояснения причин их формирования: если такие факты экономически необоснованны, это может быть признаком искажения данных отчетности и стать основанием для назначения выездной проверки.
N: — В 2010 году лишь 40% споров с налоговиками при досудебном рассмотрении заканчивались в пользу ведомства. Какова сейчас динамика их разрешения?
В.Ш.: — В 2010 году в судах было рассмотрено 84,5 тысячи дел, а в 2011 году — уже на 12% меньше. Это связано с развитием досудебного урегулирования налоговых споров. Досудебное урегулирование — это рассмотрение вышестоящим налоговым органом возражений налогоплательщиков по актам налоговых проверок и иным действиям налоговых органов. Мы как бы просеиваем принятые налоговыми инспекциями решения на предмет их судебной перспективы.
В I квартале 2012 года мы рассмотрели более 270 жалоб налогоплательщиков, в их пользу удовлетворено 153 жалобы.
N: — Что чаще всего становится предметом возражений?
В.Ш.: — Жалобы организаций и индивидуальных предпринимателей в большей части связаны с необоснованным, по их мнению, привлечением к налоговой ответственности по результатам выездных и камеральных налоговых проверок. Физлица чаще всего оспаривают отказ налоговых инспекций в предоставлении имущественного и социальных налоговых вычетов, правомерность требования уплаты имущественных налогов, а также обоснованность привлечения налогоплательщиков к налоговой ответственности за непредоставление налоговых деклараций.
N: — Благодаря чему ваше ведомство планирует почти на треть увеличить налоговые поступления по итогам года?
В.Ш.: — Рост экономики сопровождается ростом налоговых поступлений, но не менее важной является и эффективность процедур налогового администрирования. Нынешнюю ситуацию формирует ряд факторов. Так, изменены порядок и сроки уплаты налогов на землю, транспорт и недвижимость физических лиц (теперь бюджет получит эти налоги только в ноябре), увеличились возмещения НДС из федерального бюджета в связи с отменой эмбарго на экспорт зерна. В то же время по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост поступлений налога на прибыль составил 30%, соответственно, НДФЛ — 17%, платежи за пользование природными ресурсами увеличились на 35%, налоги, относящиеся к специальным налоговым режимам, — на 32%.
N: — Почему возможность реструктурировать задолженность прошлых лет не пользуется большой популярностью среди налогоплательщиков?
В.Ш.: — Очевидно, что для большого числа налогоплательщиков единовременное погашение задолженности перед бюджетом неминуемо привело бы к банкротству. Решение о проведении реструктуризации задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам было принято правительством области 14 сентября 2009 года. В 2009–2011 годах 152 предприятия воспользовались правом на реструктуризацию долгов на общую сумму в 119,2 млн рублей.
В 2012 году эта работа будет продолжаться. Однако следует учитывать, что налогоплательщики, испытывающие финансовые трудности, как правило, имеют долги, причем в бюджеты всех уровней. И реструктуризация долгов перед региональным бюджетом не останавливает для них процесс взыскания задолженности в федеральный бюджет. Это отрицательно влияет на результативность региональных мероприятий по реструктуризации. Необходимо установить условия и порядок проведения реструктуризации задолженности на всех уровнях бюджета. А это уже компетенция федеральных органов власти.