В 2017 году по руслу Темерника проведут планировку и межевание
Инициаторы проекта «Живая река» добились выделения средств на проведение трех первоочередных этапов подготовки к оздоровлению реки Темерник. На организацию системы экологического мониторинга, создание проекта планировки и межевания русла и инвентаризацию источников загрязнения городской реки в следующем году будет выделено 40 млн рублей.
Алексей Полянский (справа): «Проект межевания позволит определить территорию прибрежных охранных зон». Фото Михаила Мальцева. Главный архитектор области, член рабочей группы инициаторов проекта «Живая река» Алексей Полянский сообщил в ходе круглого стола, обсуждавшего реабилитацию реки Темерник в ИД «Евромедиа», что в следующем году начнутся планировка и межевание территории русла.
— К активной фазе мы приступим в начале 2017 года. Я думаю, через полгода сможем предметно обсуждать концепцию. Проект межевания позволит определить территорию прибрежных охранных зон, которые помогут создать правовые контуры проекта. Создание правовых режимов позволит прекратить хаотическое строительство, закрепить какие-то зоны за собственниками, — уверен Алексей Полянский.
Инициаторы «Живой реки» на общественных началах объединились в 2014 году. Возглавил рабочую группу активных горожан председатель совета директоров ОАО «Ростовское» Николай Бритвин. Минувшим летом ими была презентована идея создания непрерывного линейного экологического парка вдоль Темерника в границах Ростова. В самых общих чертах Николай Бритвин тогда изложил ее так: «К чему все должно прийти: чтобы, скажем, в районе Декоративных Культур или под Салами человек мог сесть на велосипед и под сенью дерев доехать до Дона, а по пути мог бы остановиться, отдохнуть в красивом, благоустроенном месте» (см. N, № 22 (1180)).
Вице-президент Торгово-промышленной палаты области, член региональной Общественной палаты и один из участников проекта Сергей Шнейдер рассказал, что план краткосрочных действий обретает реальные очертания. Он состоит из трех важнейших мероприятий. Первое — организация системы экологического мониторинга.
— Сегодня о реке никто и ничего не знает. Система мониторинга разрушена, и никто систематически не собирает новых данных. Мы видим, что все происходящее с рекой плохо, но как лечить и что делать — не знаем. Для организации гидромониторинга рассматриваем создание 5 гидропостов, которые будут в постоянном режиме давать информацию о состоянии реки, бурение нескольких сотен скважин позволит отслеживать состояние грунтовых вод, — пояснил Сергей Шнейдер.
Второе направление — создание проекта планировки и межевания.
Третье — необходимо провести инвентаризацию всех источников загрязнения.
— В свое время прежний руководитель городского комитета по защите окружающей среды Валентина Ивановна Остроухова со своими специалистами на одном километре реки обнаружили 42 трубы с одной стороны и 47 — с другой, из которых в реку лилось все: от нефтепродуктов до канализационных стоков. Сегодня отдельные ведомства владеют фрагментами информации. Нам нужно понять ситуацию в целом, — рассказал Сергей Шнейдер. — Мы оценили, что эти мероприятия будут стоить 40 млн рублей. Через областные Минстрой и Минприроды в будущем году эти деньги будут выделены и начнется активная работа по трем направлениям, — уточнил он.
После этого начнется, возможно, многолетний период борьбы с загрязнениями, решение юридических и административных проблем.
— Руководство области, губернатор поддерживают позицию общественной организации. В рамках дорожной карты основные задачи сегодня выполняют два областных министерства — строительства и природных ресурсов. Географически — это Ростов, Мясниковский и Аксайский районы. С развитием проекта количество иных ведомств будет возрастать, — пояснил Алексей Полянский.
— Мы не начнем строить парк завтра, — продолжил Сергей Шнейдер. — В ходе реабилитации похожей немецкой реки в условиях жесточайшего экологического законодательства Германии потребовалось 15 лет для того, чтобы нейтрализовать источники загрязнения. Потом, когда река перестанет загрязняться, мы приступим к формированию линейного парка. В том числе предлагая строителям застраивать отдельные зоны, подчиняясь определенным правилам.