Ростовская общественность обсуждает проект реставрации подземных переходов
9 ноября в Ростове представители проектной организации, городских властей, общественности и СМИ собрались в подземном переходе на Ворошиловском и Садовой, чтобы на месте обсудить ход возможных работ по его реставрации, как объекта культурного наследия.
Директор департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения Ростова-на-Дону Денис Водопьянов сообщил, что на встречу приглашен представитель проектной компании «Реставрация». Его задачей было показать на каких участках предполагается демонтировать плитку и объяснить, почему вопрос реставрации нельзя решить с другой технологией. У общественников была возможность задать проектировщикам вопросы, чтобы оценить уровень их компетенции.
Заместитель директора по производственным вопросам компании «Реставрация» Виталий Бурдасов рассказал, что подземный переход создавался более 50 лет назад. За это время произошла естественная усадка конструкции, образовались водотоки, в некоторых местах произошла деформация швов и плит, была нарушена гидроизоляция. Именно здесь плитка отходит от стены и при минимальном усилии фрагмент мозаики может обрушиться. Проект предполагает произвести гидроизоляцию внутри перехода, так как эти работы не создают дополнительной вибрации, следовательно, не несут угрозы памятнику. В противном случае пришлось бы снимать асфальт и копать рядом с переходом траншеи, что предполагает работу тяжелой строительной техники.
– В местах, где существует трещина или течь предполагается снять плитку, – пояснил Виталий Бурдасов, – Это будут делать аккуратно, подпирая плитку листами фанеры, с наклейкой ленты, чтобы плитка не отскакивала. Затем шов расчеканивается и туда вставляется гидроизоляционный шнур, который препятствует попаданию влаги снаружи, расширяется и закрывает течь. Отечественная технология КТ ТРОН предполагает покрытие трещины слоем ремонтного состава глубиной восемь и шириной четыре сантиметра. Специфика материала в том, что он кристаллами прорастает в основу бетонной конструкции, становится монолитным, но в то же время сохраняет пластичность, что компенсирует вибрационное воздействие автодороги. То есть трещина начинает работать как деформационный шов. Поверх него укладывается гидроизоляционная и эластичная армированная сетка, а потом воссоздается плитка.
Перед началом работ проектировщиками было сделано объемное сканирование всего перехода – точная фотофиксация объекта с погрешностью 2 миллиметра на 100 метров. Это позволяет полностью сохранить облик объекта в электронном виде. Именно по этим изображениям будет воссоздаваться рисунок мозаики. Реставратор Марина Яблонская, известная по восстановлению мозаичных панно в Ростове-на-Дону совместно с проектом «Том сойер фест», подтвердила возможность такой реставрации.
– Сохранить мозаику можно, ведь есть исходники в виде фотографий, как она была сделана изначально, – считает мозаичист Марина Яблонская, – Изначально определяется фрагмент снятия, все затягивается пленкой и снимается послойно. Мозаика вырезается по модулям, делается подпил, плитка снимается с раствором, который потом очищается. Какие-то фрагменты придется менять потому, что они разрушились. После замены утраченных элементов фрагмент вставляется обратно. С этим нет проблем – у нас есть опыт таких работ, уже было отреставрировано несколько объектов.
На данный момент по переходу на перекрестке Ворошиловского проспекта и улицы Садовой есть картограмма, где отмечены все места предполагаемого снятия плитки. В самом переходе они были отмечены желтым скотчем. По словам проектировщика, здесь нужно демонтировать около 10,5 квадратных метров плитки. Создатели проекта считают, что одной из причин отслоения и разрушения плитки стало ослабление арматуры и разрушения бетона перекрытий перехода, которое в ряде случаев было вызвано протечками воды. Однако внешнюю гидроизоляцию можно считать условно пригодной и не заменять целиком.
Прозвучал вопрос, проводилось ли тестирование имеющейся гидроизоляции и как она будет взаимодействовать с материалом, который собираются применять при реставрации. Виталий Бурдасов разъяснил, что проектом предусматривается использование покрытия Акримакс, которое сертифицировано, применяется на многих объектах и доказало свою пригодность. Когда в переходах начнутся производственные работы эффективность этого материала будет дополнительно проверяться на пробных участках.
Руководитель ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин предложил привести в порядок те фрагменты, которые уже отвалились. Их можно выложить аутентичной плиткой, которой еще довольно много осталось. Оставшуюся мозаику, в том числе имеющую трещины, советуют законсервировать – именно такой подход к реставрации используется в европейских странах. Он предполагает сохранение всего, что еще осталось, минимальное вмешательство в конструкцию памятника с указанием точек реставрации. В качестве такого примера можно привести римский Колизей.
Отечественный метод реставрации нацелен на восстановление объекта до состояния, каким он был в момент создания. После того, как подземные переходы в Ростове-на-Дону были признаны объектами культурного наследия, городской администрации было вручено предписание разработать проект реставрации. «Следовательно, по реставрационным нормативам объекты должны быть воссозданы, а не законсервированы», – уточнил Денис Водопьянов.
По его словам, заказанный городской администрацией проект реставрации подземных переходов еще разрабатывается. Затем будут проведены конкурсные процедуры и выбран подрядчик, который займется реставрационными работами. Он будет определять их последовательность и согласовывать ход работ с заказчиком – городской администрацией и авторским надзором – проектировщиками. Есть требования закона, которые гласят, что реставраторы должны обладать соответствующими навыками и опытом. О сроках проведения реставрации не сообщалось.