Рост доходов местных бюджетов требует усилить ответственность за расходованием средств
Финансисты донских муниципалитетов, депутаты Законодательного Собрания, представители Контрольно-счетной палаты области и регионального минфина обсудили проблемные вопросы финансового контроля за бюджетным процессом в городах и районах. Главной целью дискуссии было обратить внимание на эффективность использования бюджетных средств.
Первый заместитель председателя Законодательного Собрания — председатель комитета по бюджету Андрей Харченко отметил, что создание единой действенной системы государственного муниципального финансового контроля является важнейшей задачей всех уровней органов власти.
— Высокопрофессиональная и эффективная деятельность органов финансового контроля гарантирует обществу, что управление государственными средствами осуществляется экономно и разумно, в интересах всего общества, в строгом соответствии с принятыми законами. Главный критерий при этом, естественно, конечный результат. Систематизация выявленных нарушений и разработка механизма, призванного не допускать таких нарушений, являются прерогативой дальнейшего совершенствования управления финансами, в том числе муниципальными, — подчеркнул Андрей Харченко.
Заместитель губернатора Ростовской области — министр финансов Лилия Федотова обратила внимание на то, что увеличение поступлений в местные бюджеты возлагает на органы местного самоуправления дополнительную ответственность за расходованием средств.
— На территории Ростовской области 463 муниципальных образования. Каждое из них имеет собственный бюджет. На уровень муниципалитетов из вышестоящих бюджетов передаются значительные суммы средств. Только в 2021 году это 138 млрд рублей, из которых 36 млрд предназначены для решения вопросов местного значения. Поэтому особую актуальность приобретает соблюдение бюджетного законодательства, правильное исполнение своих расходных обязательств, грамотное планирование доходов бюджета. И задача министерства финансов в этой части — оказывать оперативную методологическую помощь, разъяснять бюджетное законодательство, — пояснила министр.
Она подчеркнула, что ежегодно с дотационными территориями региона минфин заключает соглашения об исполнении обязательств в связи с предоставлением дотаций. В первую очередь они ориентированы на рост собственных налоговых и неналоговых доходов, обеспечение социальных обязательств, недопущение просроченной кредиторской задолженности. На 1 января 2021 года ее не допущено ни на региональном, ни на муниципальном уровнях, уточнила Лилия Федотова.
Участники дискуссии обсудили существенные изменения в работе контрольно-счетных органов субъектов муниципальных образований, которые должны произойти в ближайшее время.
Андрей Харченко объяснил выбор времени для обсуждения этих проблем:
— Мы не случайно решили провести в сентябре дискуссионную площадку по теме финансового контроля бюджетного процесса в муниципалитетах. Сейчас идет активная фаза подготовки проекта бюджета 2022-2024 годов, завершается финансовый год. 7 октября, как ожидается, Законодательное Собрание примет изменения в областной закон о контрольно-счетных органах. Их основная цель — обратить внимание на эффективность использования средств. От того, насколько эффективно используются бюджетные средства, напрямую зависит качество жизни населения области.
Он уточнил, что сейчас в регионе работает 31 муниципальный контрольный орган, а еще в 24 территориях они еще не созданы. Ближайшая задача — обеспечить контроль за эффективным использованием бюджетных средств во всех муниципалитетах области.
Как рассказал председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области Валерий Хрипун, основной акцент предстоящих новаций состоит в том, чтобы наладить предварительный и текущий контроль, с тем чтобы не допустить нарушений в дальнейшем.
— Муниципалитеты получили практически такие же возможности, что и Счетная палата России, на региональном уровне. Теперь контрольно-счетный орган должен будет внимательно смотреть за тем, как формируются государственные муниципальные программы, их ресурсное обеспечение, реализуемость, сроки достижения и так далее. Все это позволит значительно повысить качество финансового контроля и, как следствие, качество исполнения местных бюджетов. У нас большие ожидания по поводу этих изменений, — отметил глава КСП.
Он уточнил, что создание контрольно-счетных органов во всех 55 городах и районах региона позволит организовать работу по единым стандартам.
— Важно, чтобы подходы были одинаковыми для всех, а также чтобы по результатам проверок можно было делать общие выводы, представлять аналитические материалы в целом по области. Это будет иметь важное значение для принятия управленческих решений на уровне губернатора, правительства, Законодательного Собрания области, — подчеркнул Валерий Хрипун.