Прямые выборы мэра в Ростове отменяются
На этой неделе депутаты Законодательного Собрания примут новый областной закон — о главах городских округов. Он, по сути, отменит всеобщие выборы мэров в областном центре и еще в 11 городах области и даст старт развитию института наемных сити-менеджеров.
Нынешний выборный срок мэра Ростова Михаила Чернышева завершается в марте 2015 года. И после принятия закона «О главах городских округов в Ростовской области» его работа в качестве градоначальника может прекратиться уже следующей весной. Но при желании он может избраться депутатом городской Думы в единый день голосования, в сентябре следующего года, и в этом качестве претендовать на пост главы города по новой схеме формирования городской власти. Фото из архива N. После вступления закона в силу главой города будет называться председатель городской Думы. Депутаты будут избирать его из своего состава. А городским хозяйством станет управлять сити-менеджер — победитель публичного конкурса, который будет проводить комиссия, поровну сформированная Думой и губернатором. Этот порядок вступит в силу по истечении полномочий уже работающих градоначальников. Если не случится чего-то неожиданного, мэр Ростова Михаил Чернышев сложит свои полномочия в марте следующего года — именно тогда завершается его выборный срок. Есть точка зрения, что новый порядок позволит вывести выборы в городах из-под влияния политических партий. В оппозиции называют отказ от прямых выборов неконституционным и создающим коррупционные риски.
Суть и причины предстоящих изменений объяснял на прошлой неделе замгубернатора Александр Ищенко. По его словам, после того как в конце мая президент подписал новую версию федерального закона о местном самоуправлении, закрепившего разные модели формирования муниципальных органов власти, изучались все варианты.
— Объем полномочий городских округов в отличие от районов и поселений не изменен, поэтому в отношении этой категории муниципальных образований решение можно принимать уже сейчас. Что это означает? До сих пор мэром города был человек, избранный на прямых выборах. Теперь глава муниципального образования — это председатель представительного органа, избранный из состава депутатов городских Дум. Исполнительную власть будет возглавлять глава администрации, которого назначит Дума по результатам публичного конкурса среди нескольких кандидатур. Комиссия, которая будет их отбирать, формируется поровну: одну половину делегирует городская Дума, другую — губернатор.
На вопрос, что дает переход на такую систему, Александр Ищенко пояснил:
— Прежде всего, не нужно будет финансировать выборные кампании.
Экономия, по словам замгубернатора, может составить от 120 до 300 млн рублей. Хотя он признал, что бюджетная экономия не самоцель, а побочный результат реформы.
— Второе — мы уходим от политизации управленческого процесса в городах. На сегодняшний день мэр, идя на выборы, является политической фигурой. Но политическая борьба продолжается 2–3 месяца, а по ее завершении наступает хозяйственная реальность. И здесь возникают глубокие разочарования. Одно дело — прийти к власти на волне политических лозунгов, и совсем другое — решать повседневные проблемы.
Третий блок причин отказа от прямых выборов, по мнению замгубернатора, заключается в том, что за последние годы существенно изменилось распределение бюджетных потоков между федерацией, регионом и муниципалитетами. Большая часть средств концентрируется на федеральном уровне и уровне субъекта. И получается, что объем собственных доходов муниципалитетов существенно сокращается.
— В этих условиях кандидаты, когда они баллотируются в мэры, дают обещания о том, как будут тратить средства областного и федерального бюджетов. Но эти уровни власти не участвуют в формировании муниципального уровня управления. Поэтому включение в процесс подбора кандидатов губернатора — лица региональной власти — существенно повлияет на качественный состав муниципальных управленцев, — пояснил Александр Ищенко.
По его словам, предлагаемые изменения не спонтанное решение:
— Из 83 субъектов федерации (Крым и Севастополь пока не берем) в 72 применяется схема сити-менеджеров. Из 83 региональных столиц в 48 главы городов выбираются из состава Дум, а исполнительной властью руководит глава администрации, избранный по конкурсу. Из 30 оставшихся примерно половина переходит на такую схему. Мы надеемся, что сможем учесть ошибки других регионов и постараемся сформировать эффективную систему привлечения кадров для исполнительной власти.
В проекте областного закона заявлено, что он вступает в силу со дня опубликования, но применять его будут по мере истечения сроков работы действующих мэров. В ближайшей перспективе это коснется 5 городов области: Ростова, Волгодонска, Гуково, Каменска-Шахтинского и Донецка.
— Любое изменение законодательства влечет большую работу на муниципальном уровне: нужно менять устав, формировать конкурсные комиссии, перестраивать всю систему нормативной базы на городском уровне. Это требует времени, а у нас в следующем году, в марте, истекут полномочия у 4 из 5 мэров, которые подпадают под действие этого закона. Только в Донецке срок полномочий главы города истекает в октябре. Поскольку на следующий срок главы муниципальных образований не будут избираться на прямых выборах, норма о продлении их полномочий до единого дня голосования в сентябре действовать не будет. Соответственно, нужно к марту завершить все необходимые процедуры. Именно поэтому мы вносим изменения сейчас, чтобы муниципалитеты смогли подготовиться к новой схеме формирования исполнительной власти, — уточнил замгубернатора.
Как будет осуществляться руководство городской исполнительной властью с марта до сентября, пока неизвестно. По действующему уставу города обязанности мэра может исполнять его первый заместитель.
Председатель Ростовской городской Думы Зинаида Неярохина не во всем поддерживает новые правила. Она иронично заметила: «Какая экономия может быть, если президента избирать из состава Госдумы, — на 2 атомные лодки хватило бы. Почему бы губернатора не избрать из состава депутатов ЗС и оставить лишь выборы депутатов? Но депутаты, как и мэры, бывают разные».
— Мы наработали за 20 лет опыт управления миллионным городом. Где вы видите политику в работе мэров? А когда председатель Думы станет главой города, вот тогда как раз появится больше политических вопросов. В российском законе сказано, что председатели Дум избираются на срок полномочий Думы, — продолжила она. — Областной проект говорит: если срок полномочий мэра истекает, председатель Думы уходит в отставку. Это не страшно. Любой нормальный председатель имеет авторитет и без работы не останется. К тому же в миллионном городе избранный мэр обладает доверием горожан. Существуют тысячи механизмов того, как можно исправить пресловутую ошибку избирателей, если она случится. Нужно приучаться к ответственности. У нас на последних выборах явка была 52%, 78% из них проголосовало за действующего мэра.
Сергей Косинов, руководитель фракции партии «Справедливая Россия» в Законодательном Собрании, заявил N, что партия категорически против предложенного законопроекта:
— Есть несколько серьезных возражений. Первое — отмена прямых выборов мэров, по мнению партии, неконституционна. Конституция РФ прямо говорит, что каждый человек может избирать и быть избранным. А после принятия этого закона я как житель Ростова выпадаю из числа людей, которые будут избирать мэра. Я выбираю депутата, а он, хотя я ему не поручал этого, будет избирать мэра. Второе — это коррупционная составляющая. Среди двух десятков депутатов может найтись человек, которому окажется под силу банально купить эту должность, договорившись с половиной депутатов. Купить несколько десятков тысяч избирателей невозможно, а нескольких депутатов — вполне по силам многим. Наконец, президент РФ в декабре прошлого года во время своей пресс-конференции четко сказал, что мэров нужно выбирать, руководить муниципалитетами должны такие люди, которых граждане знают лично. Как можно знать тех, кого будут выбирать депутаты? Есть и технический момент. Мои коллеги из «Единой России» пытаются доказать, что почти в 70 регионах институт сити-менеджеров уже начал действовать. Но нельзя исключать возникновение конфликта интересов между будущим главой и сити-менеджером. К тому же назначаемый человек ни перед кем не отвечает, он временщик. У него нет обязательств перед горожанами, он всем обязан конкурсной комиссии.
Евгений Бессонов, лидер фракции КПРФ в Законодательном Собрании, заявил N, что его соратники против предложенного закона:
— Принятие этого закона — общая линия построения местного самоуправления в РФ. Витиеватая конструкция — депутаты выбирают главу, комиссия назначает сити-менеджеров — непонятна даже экспертам и депутатам, а жителям и подавно. Это приведет к централизации власти и минимизации воздействия граждан на местное самоуправление. Начали с городов, вероятно, потому что их главы более независимы, многие из них возглавляют города-доноры, а большинство сельских районов высокодотационны и тотально подконтрольны.