Поставили на зеленое
Участники Второго всероссийского форума продовольственной безопасности сделали акцент на экологической составляющей вопроса: обсудили зарубежный опыт, а также собственные перспективы и проблемы.
На Втором всероссийском форуме продовольственной безопасности министр сельского хозяйства Александр Ткачев не только дискутировал с бизнесменами о «помидорной войне», но и наслаждался ароматом тавровского хамона. Фото Михаила Мальцева. Перспективы, по мнению представителей власти, связаны с импортозамещением молочной продукции, говядины и тепличных овощей. Почти не освоенная, но интересная ниша — экопродукция. Производители ждут официальных «правил игры» — принятия закона «Об органической продукции». Сложности сельхозпроизводителей связаны, в частности, с прекращением поставок в Турцию российского зерна и невысокой наценкой на растительное масло. Президент промышленного союза «Новое Содружество» Константин Бабкин (справа) знакомит президента ГК «Астон» Вадима Викулова со своей продукцией. На пленарном заседании форума министр сельского хозяйства России Александр Ткачев отметил, что в последние годы российские сельхозпроизводители существенно продвинулись в части импортозамещения и нарастили экспорт, однако производство экопродукции в общемировом масштабе пока ничтожно мало.
— С момента введения ответных мер на санкции поставки импортного продовольствия сократились почти в два раза: с $ 43 млрд 3–4 года назад до $ 25 млрд сегодня. В основном это продукты питания, которые у нас не производятся: цитрусовые и т. д. Бананов завозим больше, чем на миллиард, — отметил он. Председатель наблюдательного совета ГК «Юг Руси» Дмитрий Кислов продемонстрировал масло министру сельского хозяйства Александру Ткачеву и губернатору РО Василию Голубеву. Наибольшая динамика, по данным главы Минсельхоза, заметна в производстве свинины и мяса птицы — рост в 2,5 и 3 раза соответственно. — Но не все так гладко. Доля российской молочной продукции и говядины составляет около 80%, тепличными овощами и фруктами мы обеспечены лишь на 30%. Эти сектора еще дефицитные, — отметил г-н Ткачев, прервавшись из-за громкого кукареканья, доносившегося из выставочной зоны.
— Это искусственный или настоящий? — попытался уточнить министр у аудитории.
— Это сельхозпродукция с вами соглашается, — парировал ведущий заседания.
— Хороший петух, — улыбнулся г-н Ткачев. Тот самый петух (слева), который чуть не перекричал г-на Ткачева. Он также сообщил, что экспорт сельхозпродукции в прошлом году составил $ 17 млрд: — Это валюта, заходящая в нашу страну, валюта для наших предпринимателей, налоговая база, рабочие места — конечно, предмет гордости. Но для примера: экспорт сельхозпродукции из Мексики, США, Индии — более $ 100 млрд.
При этом глава Минсельхоза признал, что органическое сельское хозяйство в России пока находится на очень низком уровне.
— Объем рынка экопродукции уже сейчас превышает $ 100 млрд, Россия занимает 0,2%. Это ни о чем. А может она занять 10–15%. В мире под органическое сельское хозяйство задействовано почти 45 млн га. В России — более 10 млн га неиспользованной земли сельхозназначения. Эти земли нужно постепенно вводить в оборот, имея растущий спрос на экопродукцию. Россия может получить дополнительный рынок сбыта. Гендиректор компании «Евродон» Вадим Ванеев (справа) показал свой стенд старшему вице-президенту АФК «Система» Али Узденову (слева). Фото Михаила Мальцева. Старший вице-президент АФК «Система», председатель совета директоров агрохолдинга «Степь» Али Узденов сообщил, что его компании заинтересованы в развитии экологичного направления, но хотелось бы узнать правила игры: — Важно, по каким ты работаешь правилам. Конечно, хотелось бы, чтобы было понятно, что такое экопродукция: кто будет сертифицировать, организовывать и т. д. Мы, конечно, заточены на то, чтобы больше было валовой продукции. Мы — одни из лидеров по земельному банку в России, № 1 по производству овощей в закрытом грунте, в числе лидеров по эффективности молочного производства.
Все эти вещи связаны с добавкой удобрений, средств защиты.
Но, с другой стороны, мы понимаем, что живем, это наша страна, должны быть будущие поколения.
По словам г-на Узденова, в агрохолдинге «Степь» сейчас создается Научный институт сбережения земли. Он будет заниматься именно вопросами экологии, качества продукции, ее выращиванием.
При этом Али Узденов отметил, что пока потребители слабо осведомлены о некоторых видах экологически чистой продукции:
— Вот, допустим, животноводство. В Воронеже и Белгородской области наши русские ковбои выращивают мясо. Стейки везут в Москву, они популярны. А есть еще стейки наши, южные: калмыцкая степная порода коров. Они круглый год находятся на пастбище. Это самое экологически чистое мясо. Но их никто не берет. Хорошее мясо пропадает. А если бы потребитель был подготовлен, знал, что это самое экологически чистое мясо на территории России, все бы бросились выращивать эти калмыцкие породы. Вадим Викулов, президент ГК «Астон»: «После начала «помидорной войны» нам стало некуда девать пшеницу» — Я вижу 4 основные группы риска для предприятий сельского хозяйства: налоговые, внешнеполитические, рост курса рубля и снижение платежеспособного спроса населения. Специфика Ростовской области состоит в выращивании большого объема качественной пшеницы 3-го класса. Ее на внешнем рынке покупает только Турция. После начала «помидорной войны» и фактического закрытия турецкого рынка мы оказались в ситуации, когда некуда девать качественную пшеницу примерно на сумму $ 1,5 млрд. Крестьяне в этой ситуации будут вынуждены не только продавать в этом году пшеницу 3-го класса по цене менее качественной 4-го, но и засевать поля зерном худшего качества. Нам говорят, что нужно искать другие рынки или продавать на внутреннем. На внутреннем у нас и так остались огромные запасы прошлого урожая. В этом году экспортный баланс может достигнуть 38 млн тонн. И что с этим делать, никто не знает. Главный из внешних рынков для нас — Египет. Там продается около 9 млн тонн пшеницы. Этот рынок ограничен, больше там реализовать сложно. Турция была на втором месте с 4 млн тонн пшеницы в основном 3-го класса. Она закрылась. Третий — Бангладеш. Это уже не те объемы, да и высокое качество им не нужно. Да, открываются перспективы работать в Индии в связи с отменой там импортных пошлин, но это незнакомый рынок, туда делаются только пробные поставки.
Государство помогает аграриям, но главное все же — это свобода предпринимательства. Когда неожиданно вводятся эмбарго, неоправданно повышаются экспортные пошлины или вспыхивают такие вот «помидорные войны», в которых мы больше теряем, чем приобретаем, то нет уверенности, что политика государства оправданна.
Сегодня примерно 40% невозмещения НДС. Суды склоняются в пользу бюджета. Сегодня все, кто соприкасается с сельской продукцией, находятся под колоссальным ударом. Правоохранительные органы с особым вниманием рассматривают цепочки прохождения товара, стараясь найти в них схемы ухода от налогов. В связи с этой ситуацией мы подписали хартию о том, что не будем покупать сельхозпродукцию у посредников. Да, они могут получать комиссию, свой процент от организации сделки, но сама покупка будет происходить у производителя. Я призываю крестьян продавать свою продукцию трейдерам напрямую. Депутат Госдумы Виктор Водолацкий: «Закон об органической продукции скоро примут» — Закон «Об органической продукции» действительно довольно давно готовится к принятию. Но в апреле президент на совещании дал команду ускорить этот процесс. Работа началась, и уверен, что этот документ будет принят в Думе в сентябре или, самое позднее, в октябре нынешнего года. Председатель наблюдательного совета ГК «Юг Руси» Дмитрий Кислов: «Предлагаем законодательно ограничить наценку в ретейле 10 процентами» — Россия может остаться без подсолнечного масла. В 1990-е мы отправляли семечку за рубеж и оттуда импортировали масло. С начала 2000-х стали производить его сами и добились больших успехов. Сегодня Россия не только обеспечивает себя маслом, но и входит в число лидеров по его экспорту. Но людям интересно, что они видят на полках магазинов. Люди экономят. Мы это понимаем и снижаем цены. Рентабельность около 2%. Но цены в ретейле только растут. Сети могут добавить к нашей отпускной цене 100% и более. И это снижает уровень потребления. Наше предложение — ввести на законодательном уровне ограничение на наценку до 10%. Хотели бы видеть это как норму в законе «О торговле». Также хотелось бы равных условий при доступе к субсидиям. Сейчас одним субсидируют ставку, другим нет. Нам, в частности, отказали с интересной формулировкой: «в связи с отсутствием средств».