Левобережье станет центром развития агломерации
Ростовская агломерация будет развиваться за счет крупномасштабных девелоперских проектов: строительства нового аэропорта и освоения левого берега Дона. О перспективах и рисках реализации этих планов говорили участники урбанистического форума, состоявшегося в Ростове на прошлой неделе.
Первым из таких проектов губернатор Ростовской области Василий Голубев назвал новый аэропорт. Его расположение (недалеко от шахтерских территорий) позволит, по мнению губернатора, использовать имеющийся в этих районах избыток рабочей силы в аэропортовом комплексе, где будет создано около 20 тыс. рабочих мест.
Что касается действующего ростовского аэропорта, то на его месте (на территории площадью более 360 га) планируется строительство жилого комплекса. По словам Василия Голубева, в новом микрорайоне будут проживать не менее 150 тыс. человек.
Следующая точка роста Ростовской агломерации — спортивно-рекреационный кластер на левом берегу Дона. Как сообщил Василий Голубев, стадион на 45 тысяч мест — это только начало проекта. В течение следующих после чемпионата 2–3 лет на данной территории должен быть возведен концертный зал на 2500 мест и ярмарочно-выставочный комплекс площадью не менее 30 тыс. кв. м:
— Предполагается развивать несколько участков: первый — примерно 134 га, второй — более 250 га.
Как уточнил министр строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Николай Безуглов, еще до начала чемпионата мира в левобережной зоне будет размещен новый центр Ростова. При этом речь идет о частично затопляемых территориях, следовательно, нужно решать проблему водоотведения, строить защитные сооружения.
Эксперты давно критикуют застройку поймы Дона. В сентябре 2015 года состоялось профессиональное обсуждение проекта внесения изменений в Генплан Ростова до 2035 года. Как писал N, вице-президент Союза архитекторов России Юрий Трухачев заявлял, что нельзя строить в пойме:
— В паводок по ней проходит в два раза больше воды, чем по основному руслу.
По его утверждению, это явилось причиной катастроф в Крымске и Благовещенске.
Эксперты в области девелопмента говорили и о других рисках реализации крупномасштабных проектов, приводили примеры.
Майкл Геллер, урбанист из Канады, отметил, что при организации событий мирового уровня сооружения следует проектировать так, чтобы затем их можно было перепланировать. При подготовке к Олимпиаде власти Ванкувера думали о возможностях использования новых объектов по окончании соревнований. Футбольный стадион используется для других спортивных мероприятий и концертов. Большинство спортивных и иных специализированных сооружений перепланированы и эксплуатируются в настоящее время.
Главное, по мнению г-на Геллера, сделать город привлекательным для посещения:
— Большинство приехавших на Олимпиаду смотрели Ванкувер и мероприятия, проходившие на его улицах, а не соревнования.
Андрей Шаронов, ректор Московской школы управления «Сколково», уточнил, что при проведении масштабных спортивных состязаний лишь у каждого десятого есть билет на соревнования. То есть девять из десяти приезжих хотят почувствовать атмосферу события и посмотреть город.
Александр Антонов, главный архитектор проекта Центра пространственной информации ГУП МО «НИиПИ градостроительства», член правления НП «Объединение планировщиков», рассказал о неоднозначном опыте Польши, принимавшей чемпионат Европы по футболу в 2012 году. Не все запланированное было реализовано. Особые сложности возникли с транспортными проектами: некоторые объекты даже не начали возводить. Построенная к чемпионату ж.-д. станция прекратила работу из-за отсутствия пассажиров. Очень мало используется стадион.
Однако есть и позитивные результаты. Гданьский аэропорт стал вторым по значимости на Балтийском побережье (после Рижского). Кроме того, в Польше появилась развитая инфраструктура гостеприимства, которой активно пользуются не только иностранцы, но и сами поляки.
При этом, как отметил Александр Антонов, сама по себе инфраструктура не генерирует потоки туристов, власти должны думать, как их привлечь.
— Чемпионат нужно использовать, чтобы решить текущие проблемы, а не для создания новых, — резюмировал эксперт.
Сергей Сиваев, старший директор ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» (группа ВЭБ), заострил внимание собравшихся на проблемах использования именно спортивных сооружений. По его словам, один из наиболее успешных примеров — Барселона после Олимпиады стала центром международного туризма, однако ее олимпийские объекты пустуют.
Глава администрации Ростова Сергей Горбань говорил о проблемах, связанных с предстоящими преобразованиями:
— С уходом аэропорта город потеряет около 460 млн рублей налогов. Мы думаем, как это компенсировать.