К 2035 году ростовчане станут зарабатывать в 4 раза больше
На это и на то, что удвоятся инвестиции, в 8 раз вырастет производство, рассчитывают разработчики городской Стратегии-2035. Общественными слушаниями завершился второй этап обсуждения городской Стратегии-2035, который определил приоритеты социально-экономической политики города на ближайшие 17 лет.
Стратегия будет реализована через систему трех политик: пространственной, социальной и экономической. В ней определены основные цели городского развития на ближайшие годы — рост постоянного населения к 2035 году до 1,22 млн человек (1,125 млн, по данным Ростовстата на конец 2017 года). Увеличение объемов производства в 8 раз, наращивание инвестиций на территории города в 2 раза, повышение средней зарплаты ростовчан в 4 раза.
Обсуждение пространственной и экономической политики получилось наиболее активным.
Заведующий кафедрой градостроительства Академии архитектуры и искусств ЮФУ Александр Бояринов говорил о развитии ростовской агломерации и создании комфортной городской среды:
— Де-факто сложившаяся агломерация уже объединяет около 2,5 млн человек — почти половину населения области. Первое, что нужно для нее, — это развитие внешнего транспорта, который должен теснее увязать все 6 городов и поселений. Это даст движение крупным инвестпроектам.
По его словам, необходимо изменить как внутригородскую дорожно-транспортную систему, так и сообщение с близлежащими городами. Развитие агломерации предполагает развитие системы рельсового транспорта с городами Батайск, Аксай, строительство объездной автодороги вокруг Ростова и сооружение городских магистралей непрерывного движения.
Первый заместитель гендиректора ООО «ГеоЭкоПроект» Андрей Амирян добавил, что основная задача состоит в создании транспортных колец, позволяющих перераспределить поток машин в объезд центральных улиц. Также, по его мнению, частичный перевод улиц на одностороннее движение увеличит пропускную способность города.
Стратегия предполагает развитие жилищного строительства в западном направлении вдоль Таганрогского шоссе, в северном — по трем лучам — до села Большие Салы, поселка Темерницкий и поселка Щепкино.
В восточном направлении — до хутора Большой Лог.
Виталий Кушнарев отметил нынешние успехи городской экономики:
— Индекс промышленного производства в городе за первое полугодие составил более 128% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Это выше, чем в Ростовской области, там 123%, и почти на 25% выше, чем в РФ. Мы демонстрируем хорошие показатели, на протяжении 5 лет мы вводим более 1 млн кв. м жилья, это устойчивая тенденция, и в этом году мы поставили себе задачу — построить 1,12 млн кв. м.
Сергей Сапотницкий, гендиректор ООО «ГРУППА АГРОКОМ», в качестве эксперта размышлял о важности поддержки бизнеса:
— Впервые появился документ, который описывает стратегические задачи. Для бизнеса важна не только регламентация целей, но и понятная структура, долгосрочные программы поддержки. Как цель мы видим удвоение инвестиционной активности, но должны понимать, по каким направлениям предполагается прорыв. Все хотят расти, а рынки не растут. И нужно четко понимать, как мы будем противостоять потенциальным и нынешним угрозам в этой сфере. К примеру, Ростов традиционно является транспортным хабом, Ростовский порт — морской, но Краснодарский край сейчас активно строит порты и забирает у нас морские грузы. Нужно думать, как этому противостоять. У нас много магазинов, но важно понять, чьи они — федеральных сетей или местные? Как и банки. Важно, чтобы бэк-офисы располагались здесь. Межрегиональную конкуренцию нужно поддерживать, но протекционистские меры в отношении местного бизнеса для достижения провозглашенных целей необходимы.
Эксперт отметил также, важность усиления роли профессиональных бизнес-сообществ в кооперации с администрацией города.
Вице-президент ТПП Ростовской области Светлана Абдулазизова коснулась проблем развития инженерной и коммунальной инфраструктуры:
— Все тренды нашли отражение в стратегии — это и ориентация на возобновляемые источники энергии, внедрение энергоэффективных технологий, решение экологических проблем. Но мы не нашли упоминаний о развитии так называемой малой распределенной генерации. Сегодня регулирование тарифной политики и возможность развития бизнеса во многом зависят от того, сколько стоит техприсоединение и пользование инфраструктурой. Малая распределенная генерация, на наш взгляд, даст возможность прежде всего привлечь средства частных инвесторов для сооружения небольших ТЭЦ, с которыми потом можно будет заключать договоры на поставку электроэнергии. Это будет влиять на цену ресурсов, их доступность, комфортность проживания, экологию, условия для развития бизнеса.
По ее словам, ТПП готовит концепцию развития малой распределенной генерации, которая будет в ближайшее время представлена региональным властям.
Окончательный вариант стратегии должен быть утвержден городской Думой до 1 января 2019 года.