Безналичку за четыре года
Мэрии поручено внедрить безналичную оплату проезда в общественном транспорте к октябрю. Попытки сделать это ведутся с 2009 года.
В октябре 2013 года пассажирский транспорт Ростова должен быть оборудован терминалами для безналичной оплаты проезда. Такое поручение дал губернатор Василий Голубев на совещании по вопросу транспортного обслуживания населения. Год назад УФАС и арбитражный суд запретили принуждать частные пассажирские компании к внедрению системы. Создание муниципального оператора безналичной оплаты проезда не завершено до сих пор, иск о компенсации расходов инвестора до сих пор слушается в арбитраже, новые условия присоединения к системе безналичной оплаты мэрия с собственниками частных компаний еще не обсуждала. Система безналичной оплаты — одна из форм контроля, в частности за проездом льготных категорий граждан. На данный момент терминалы для нее установлены только на муниципальном автотранспорте. Но уже в октябре 2013 года безналичный проезд должен быть введен повсеместно.
— Установка терминалов в общественном транспорте избавит водителей от обязанностей контролеров. Кроме того, безналичный проезд позволит отследить, какие категории льготников пользуются общественным транспортом чаще, а какие — реже. В зависимости от этого будут определяться размер и направление муниципальных субсидий, — сообщил Михаил Чернышев на встрече с губернатором.
История началась четыре года назад. В 2009 году Департамент транспорта Ростова провел открытый конкурс на право разработки и внедрения системы безналичной оплаты проезда. Победило московское ООО «НТЦ “Измеритель”», с ним было заключено инвестиционное соглашение на разработку и внедрение безналичной оплаты проезда в городском общественном транспорте, стоимость проекта превысила 115 млн руб.
Мэрия обязала пассажирские транспортные предприятия заключить договор присоединения к системе, они также должны были обеспечить наличие функционирующего оборудования автоматизированной системы учета и безналичной системы оплаты проезда. Наказанием за отказ могло стать расторжение договора. При этом затраты инвестора, связанные с внедрением системы, предполагалось возвращать за счет перевозчиков — 6,9% с каждой транзакции при оплате проезда.
Сначала УФАС, а затем в июле прошлого года и 15-й Арбитражный апелляционный суд поддержали перевозчиков, заявив о недопустимости принуждения их к заключению договора о присоединении к безналичной системе оплаты проезда.
В июле прошлого года заммэра по транспорту и дорожному хозяйству Владислав Максименко заявил, что систему безналичной оплаты проезда сделают муниципальной и выкупят ее у инвестора еще до конца прошлого года. Как стало ясно на заседании коллегии мэрии в минувший четверг, создание такого оператора не завершено до сих пор.
По словам руководителя Департамента транспорта Сергея Посохова, в феврале 2013-го было принято решение создать муниципального оператора по эксплуатации системы и разработать проект ее внедрения. Но сейчас МУП «Технологии управления» необходимо реорганизовать в бюджетное учреждение. Дума может рассмотреть этот вопрос в июне, затем появится постановление администрации.
На вопрос, как изменятся условия внедрения безналичной системы оплаты для частных перевозчиков, на условиях анонимности один из специалистов, имеющих отношение к будущему муниципальному оператору системы, ответил:
— Они не будут участвовать во внедрении системы. Она будет эксплуатироваться и оплачиваться на первоначальном этапе за счет бюджета города. «Измеритель» передает оборудование городу и пытается в суде компенсировать расходы как сторона, исполнившая свои инвестобязательства. Мы получаем основания планировать ассигнования на содержание этой системы, вести подсчет городских льготников. У коммерческих перевозчиков возникнет только обязательство по оплате агентских услуг системы. Раньше в транзакцию в размере 6,9% от стоимости каждой поездки закладывалось 3,5% на возврат стоимости оборудования, а оставшиеся 3,4% — на компенсацию процессинговых услуг. Если город берет на себя содержание системы, стоимость агентского вознаграждения будет меньше.
Гендиректор АТП-5 Магомед Дарсигов в ответ на вопрос N, как он может прокомментировать новые условия присоединения к системе безналичной оплаты, пояснил: «С нами (компаниями. — N) вопрос не обсуждается. Пока мэрия решает все в одностороннем порядке».
Вячеслав Караев, гендиректор АТП-3, также сообщил N, что он не располагает информацией о том, какой будет схема взаимоотношений с частными компаниями при внедрении безналичной оплаты.
— Процесс этот весьма сложный, необходимо решить много организационных, правовых, финансовых вопросов. Я очень надеюсь, что это будут обсуждать с нами, — предположил он.
Пустить трамвай до конца года
До конца 2013 года должно быть восстановлено трамвайное сообщение по улице М. Горького в Ростове. Такое поручение губернатор Василий Голубев дал 20 мая, ознакомившись с ходом реконструкции этой улицы. — Реконструкция идет с отставанием от графика. Я дал поручение ликвидировать его в течение текущего года и восстановить трамвайное сообщение, — подчеркнул Василий Голубев. — На этом останавливаться мы не собираемся, разрабатываются планы по реконструкции других улиц, в том числе ул. Станиславского.
Для активизации работ будет дополнительно выделено 311 млн руб. на ремонт автодорог Ростова. Первоначально из областного бюджета в 2013 году планировалось направить на дорожное хозяйство города 1,068 млрд руб.