«80% граждан не знают, кто защитит их на финансовом рынке»
По инициативе Общественной палаты Ростовской области совместно с Международной конфедерацией обществ потребителей прошел круглый стол «Состояние защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг в России».
Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей, сообщил, что Ростовская область не входит в число самых закредитованных регионов, но попадает в десятку территорий с очень активными микрофинансовыми организациями, которые «кредитуют людей под 799% годовых».
— Требуются федеральные инициативы, чтобы подобного рода кредиты были запрещены. К сожалению, различные «быстроденьги» — быстрорастущий сегмент. За прошлый год он вырос примерно на 40%. Уже около 7 млн граждан были вынуждены взять такие кредиты. И мы понимаем, что половина этих людей столкнутся с проблемами в погашении и с коллекторами.
Заместитель председателя Законодательного Собрания — председатель комитета по законодательству Ирина Рукавишникова заявила, что, по данным Национального агентства финансовых исследований, лишь треть россиян уверены в том, что их права как потребителей финансовых услуг могут быть защищены. 80% граждан не знают, какие организации в России занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке, и признают, что не ориентируются в проблеме.
— Широкий резонанс получают факты навязывания дополнительных страховых услуг, завуалированные условия кредитования в микрофинансовых организациях. Но, как показывает опыт депутатских приемов, помочь многим гражданам невозможно, потому что они добровольно вступили в финансовые отношения, подписав все документы.
По мнению депутата, нужно определить направления, связанные с просвещением потребителей, потому что чаще проблемы с кредитованием испытывают малообразованные люди, молодежь, жители села.
Участники круглого стола обсудили проект федерального закона о финансовом омбудсмене, рассмотренный Госдумой в первом чтении.
— Проект закона предполагает, что институт уполномоченного по правам потребителей в сфере финансовых услуг будет выполнять функцию досудебного примирения сторон финансового спора, помогать разобраться в ситуации, определить лицо, к которому должна подаваться жалоба, правильно сформулировать требования потерпевшей стороны. Но, самое главное, этот институт предполагает проведение консультаций для физических лиц, желающих вступить в какие-либо финансовые отношения. Считаю, что внедрение института финансового омбудсмена значительно расширит способы взаимодействия с финансовыми организациями в рамках досудебной защиты, — подчеркнула Ирина Рукавишникова.