г. Ростов-на-Дону
24 Февраля 2020 12:07:06

«В I квартале налогоплательщики самостоятельно уменьшили убытки в 13 раз»

Применение критериев налогового риска позволяет снизить частоту налоговых проверок и одновременно помогает мотивировать плательщиков добровольно отказываться от минимизации налогов. По словам исполняющего обязанности руководителя УФНС России по Ростовской области Владимира Шелепова, в I квартале налогоплательщики самостоятельно уменьшили убытки почти на 1,1 миллиарда рублей.
N: — По информации вашего ведомства, в первом квартале на 28% сократилось число выездных налоговых проверок. Из-за чего это произошло?

В.Ш.: — Я бы сказал, что выездная проверка — крайняя мера, на которую налоговые органы идут только при наличии достаточных оснований. При этом на первый план выходит аналитическая работа, использование всех имеющихся у нас источников информации о налогоплательщике. Мы оцениваем показатели его финансово-хозяйственной деятельности, отчетность, уровень заработной платы на предприятии, структуру активов и пассивов, операции по расчетному счету, операции с использованием наличных средств. Причем эти показатели оцениваются нами в динамике за несколько налоговых периодов. Обязательно анализируются контрагенты налогоплательщика. Общая картина формируется с учетом сведений, полученных от других органов государственной власти, таможни, органов внутренних дел. На сегодняшний день в нашем распоряжении есть базы данных, содержащие систематизированную информацию о материалах судебной практики и публикациях в средствах массовой информации (в том числе и интернет-СМИ) о налогоплательщиках. Цель всего этого одна — иметь максимально полную, подробную и объективную картину ведения налогоплательщиком своего бизнеса с позиции уплаты им налогов и сборов. Снижение количества выездных проверок — объективный результат нового подхода к такому виду налогового контроля, и я думаю, такая тенденция продолжится.

N: — Кто попадает в планы проверок?

В.Ш.: — В них включаются в первую очередь налогоплательщики, в действиях которых предполагаются признаки схем уклонения от налогообложения. Либо фирмы-однодневки, которые используют организации крупного и среднего бизнеса для минимизации своих налоговых обязательств.

Сегодня одним из важных показателей нашей деятельности является сумма самостоятельно уточненных налогоплательщиками обязательств перед бюджетом. Используя все информационные ресурсы, а также отчетность самого плательщика мы высказываем обоснованное мнение о необходимости пересмотреть свои налоговые обязательства. По-моему, это яркий пример взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков на взаимоприемлемой и взаимоуважительной основе.

Еще одной частью контрольной работы является мотивация плательщиков к добровольному отказу от минимизации налогов. Чтобы сделать прозрачными правила игры, ФНС разработала и разместила на сайте 12 понятных и доступных критериев налогового риска. К ним, в частности, относятся оценка финансовых показателей в сравнении со среднеотраслевыми, факты взаимоотношений с недобросовестными контрагентами, отказ от дачи пояснений о выявленных расхождениях в отчетности и пр. Когда деятельность налогоплательщика прозрачна, нет оснований для назначения выездной проверки.

N: — Как, воспользовавшись этими критериями, можно оценить вероятность проведения налоговой проверки?

В.Ш.: — Критерии находятся в открытом доступе и позволяют налогоплательщику самостоятельно откорректировать все выявленные налоговым органом сомнения. И все чаще эта возможность используется. Так, в I квартале налогоплательщики самостоятельно уменьшили убытки почти на 1,1 миллиарда рублей, это в 13 раз превышает аналогичные показатели прошлого года. Убытки были откорректированы после того, как налоговым органом были запрошены пояснения причин их формирования: если такие факты экономически необоснованны, это может быть признаком искажения данных отчетности и стать основанием для назначения выездной проверки.

N: — В 2010 году лишь 40% споров с налоговиками при досудебном рассмотрении заканчивались в пользу ведомства. Какова сейчас динамика их разрешения?

В.Ш.: — В 2010 году в судах было рассмотрено 84,5 тысячи дел, а в 2011 году — уже на 12% меньше. Это связано с развитием досудебного урегулирования налоговых споров. Досудебное урегулирование — это рассмотрение вышестоящим налоговым органом возражений налогоплательщиков по актам налоговых проверок и иным действиям налоговых органов. Мы как бы просеиваем принятые налоговыми инспекциями решения на предмет их судебной перспективы.

В I квартале 2012 года мы рассмотрели более 270 жалоб налогоплательщиков, в их пользу удовлетворено 153 жалобы.

N: — Что чаще всего становится предметом возражений?

В.Ш.: — Жалобы организаций и индивидуальных предпринимателей в большей части связаны с необоснованным, по их мнению, привлечением к налоговой ответственности по результатам выездных и камеральных налоговых проверок. Физлица чаще всего оспаривают отказ налоговых инспекций в предоставлении имущественного и социальных налоговых вычетов, правомерность требования уплаты имущественных налогов, а также обоснованность привлечения налогоплательщиков к налоговой ответственности за непредоставление налоговых деклараций.

N: — Благодаря чему ваше ведомство планирует почти на треть увеличить налоговые поступления по итогам года?

В.Ш.: — Рост экономики сопровождается ростом налоговых поступлений, но не менее важной является и эффективность процедур налогового администрирования. Нынешнюю ситуацию формирует ряд факторов. Так, изменены порядок и сроки уплаты налогов на землю, транспорт и недвижимость физических лиц (теперь бюджет получит эти налоги только в ноябре), увеличились возмещения НДС из федерального бюджета в связи с отменой эмбарго на экспорт зерна. В то же время по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост поступлений налога на прибыль составил 30%, соответственно, НДФЛ — 17%, платежи за пользование природными ресурсами увеличились на 35%, налоги, относящиеся к специальным налоговым режимам, — на 32%.

N: — Почему возможность реструктурировать задолженность прошлых лет не пользуется большой популярностью среди налогоплательщиков?

В.Ш.: — Очевидно, что для большого числа налогоплательщиков единовременное погашение задолженности перед бюджетом неминуемо привело бы к банкротству. Решение о проведении реструктуризации задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам было принято правительством области 14 сентября 2009 года. В 2009–2011 годах 152 предприятия воспользовались правом на реструктуризацию долгов на общую сумму в 119,2 млн рублей.

В 2012 году эта работа будет продолжаться. Однако следует учитывать, что налогоплательщики, испытывающие финансовые трудности, как правило, имеют долги, причем в бюджеты всех уровней. И реструктуризация долгов перед региональным бюджетом не останавливает для них процесс взыскания задолженности в федеральный бюджет. Это отрицательно влияет на результативность региональных мероприятий по реструктуризации. Необходимо установить условия и порядок проведения реструктуризации задолженности на всех уровнях бюджета. А это уже компетенция федеральных органов власти.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новости власти
image
Доходы областного бюджета увеличатся в этом году на 2,1 млрд рублей, а расходы — на 11,2 млрд рублей. Изменения связаны с реализацией послания президента России Федеральному собранию 2020 года.
Новости власти
image
Глава Ростовстата Марина Самойлова уверена, что ситуация на потребительском рынке региона, рост товарооборота, а значит, покупательной способности населения может свидетельствовать о здоровье донской экономики. Розничный оборот по итогам прошлого года оказался выше уровня прошлого года и выше среднероссийского показателя. Успехи в сельском хозяйстве стимулировали прирост оптовой торговли на 4,7%.
Новости власти
image
Депутаты Заксобрания предлагают изменить Земельный кодекс РФ, чтобы успеть установить границы населенных пунктов до 1 января 2021 года и не прекратить выдачу разрешений на строительство после этой даты. Для этого подготовят обращение к Госдуме с предложением изменить ст. 83 Земельного кодекса.
Новости власти
image
Андрей Мосиенко назначен руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области. Нового руководителя представил коллективу налоговых органов региона зам. руководителя ФНС России Александр Егоричев на расширенном заседании коллегии.