Статус Ростова одобрили в первом чтении
Депутаты Заксобрания в первом чтении одобрили проект закона «О статусе административного центра Ростовской области». В случае принятия Ростов сможет получать от области компенсацию расходов за организацию региональных, федеральных или международных мероприятий, а также направлять больше средств на развитие городской инфраструктуры.
Говоря о законопроекте, спикер ЗС Александр Ищенко (на фото) уточнил, что проект внесен по инициативе губернатора и депутатов ЗС:
— Он выносится в первом чтении, чтобы у нас была возможность вместе с представителями местного самоуправления, общественных организаций, активными жителями обсудить его содержание. В 52 субъектах РФ приняты законы об особом статусе административных центров. Мы можем оценить ошибки других и позитивные стороны подобного регулирования.
Спикер напомнил, что Ростов является культурным, историческим, научным, деловым центром области. Он пояснил, что с учетом административного статуса Ростова на город предлагается возложить ряд дополнительных функций. К примеру, по созданию условий для проведения международных, общероссийских, областных мероприятий.
— Город и сейчас выполняет эти функции. Вопрос в том, в каких правовых и финансовых условиях. Проект закона предусматривает субсидирование из областного бюджета по таким направлениям, как дорожное строительство, сохранение и популяризация объектов культуры, благоустройство, транспортное обслуживание, охрана окружающей среди и ряд других. Я лично считаю, что областной уровень власти вместе с Ростовом должен нести ответственность за сохранение исторического облика. Большое число исторических зданий в центре города — это памятники истории и культуры областного значения. Они отданы муниципалитету, но непонятно, на какие средства их содержать. Если мы принимаем обременения для нижестоящего уровня власти, мы должны принимать участие в этой работе. В какой форме — этот вопрос обсуждается, но до сих пор он даже не ставился. И закон о статусе станет первым законодательным актом, который вынесет подобные проблемы на законодательный уровень, — прокомментировал Александр Ищенко.
Во-вторых, уточнил спикер, закон отрегулирует межбюджетные отношения города и региона.
— Ростов — город, который имеет больше доходов, чем любой другой муниципалитет области, и по закону часть его доходов субъект федерации может изымать в качестве отрицательного трансферта. До последнего времени это происходило автоматически. Законопроект устанавливает запрет на такие действия. «Предоставление областному бюджету субсидий из местного бюджета города Ростова-на-Дону может быть предусмотрено областным законом только по инициативе губернатора Ростовской области», — сказано в законопроекте. Это сделано для того, чтобы изъятие денег, если оно будет происходить, было обосновано, — рассказал Александр Ищенко.
В ростовской мэрии N неофициально пояснили, что, безусловно, рады принятию закона в первом чтении, но считают, что проект нуждается в доработке. В пример привели подобный проект закона о статусе соседнего Краснодара. Статьи, связанные с финансированием города, сформулированы в нем гораздо конкретнее.
Если в ростовском варианте в статье о финансовом обеспечении расходов, связанных с осуществлением функций административного центра, сказано, что «финансовое обеспечение… осуществляется посредством реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Ростовской области… Областным законом об областном бюджете может быть предусмотрено предоставление субсидий местному бюджету Ростова-на-Дону на обеспечение необходимых условий для проведения международных, общероссийских, областных и межмуниципальных мероприятий», то у краснодарцев все гораздо проще. Статья называется прямо: «Компенсация затрат города Краснодара, связанных с осуществлением им функций административного центра края». И в ней нет никаких «может быть». «Средства для компенсации затрат города Краснодара... выделяются отдельной строкой в краевом бюджете в размере не менее 10 процентов от суммы текущих расходов минимального бюджета города Краснодара». Точно также четко описано разделение долей налоговых доходов города и края и т. д.