Штрафстоянки спровоцируют коррупцию
Законодательное Собрание приняло областной закон «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств», попросту — закон о штрафстоянках. Он весьма радикально решает проблему забитых неправильно припаркованными машинами ростовских улиц, но часть его положений вызывает вопросы о соответствии федеральному законодательству.
Сомнения начинаются прямо с первой статьи. Дело в том, что федеральное правительство урегулировало эти правоотношения еще в 2003 году своим постановлением № 759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации», так что местный законодатель не должен ничего дублировать, а тем более изменять. Федералы рекомендуют регионам организовать работу по созданию специализированных муниципальных стоянок, а в ростовской версии предполагается отдать штрафстоянки в том числе и в частные руки. Пункты 2 и 3 статьи 6 областного закона устанавливают, что «плата за хранение транспортного средства на специализированной стоянке взимается за каждый полный час его нахождения» и «расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение». Статья 7 устанавливает, что «возврат задержанного транспортного средства владельцу или лицу, обладающему правом пользования или распоряжения данным ТС, производится после оплаты расходов, связанных с перемещением и хранением автомобиля на специализированной стоянке». Таким образом, оплатив транспортировку и хранение, владелец транспортного средства фактически признает себя «лицом, совершившим административное правонарушение», то есть дает полиции дополнительный козырь в привлечении его к ответственности. А если не оплачивает, то подвергается риску значительного увеличения платежей, пока будут разбираться с его виновностью-невиновностью. Это при том, что вещь собственника еще до того, как его вина будет доказана, фактически находится в залоге у «специализированной организации», которая будет вымогать у гражданина деньги.
В целом от проекта областного закона остается ощущение высокой коррупциогенности: слишком много отдано на откуп правоохранителям со специализированными организациями, слишком много возможных непрозрачных процедур. Кто мешает, например, не заставлять платить собственника сразу и за все, а выставить ему счет, который должен быть оплачен в разумное время и который аннулируется в случае признания водителя невиновным?
Ведь может возникнуть такая ситуация: режим работы организации — с 8.00 до 10.00, оплата возможна только через кассу на основании выставленного бухгалтерией счета, время работы которой с 14.00 до 16.00. Машины принимают, как сказано в законе, круглосуточно. Авто доставляют на стоянку в 12.00, владелец узнает об этом через три часа, еще два часа добирается до стоянки. Счет ему выставляют на следующий день в 14.00, а оплатить его он может только на другой день. Итого переплачивать придется не менее чем за 39 часов.
Понятно, что этот пример показывает крайности в применении закона, но тем не менее непонятно, что делать с выходными и праздничными днями, когда касса спецорганизации не работает или когда собственник не согласен с начисленной ему суммой? В тексте об этом ни слова.
Алексей Хирьянов, юридическое бюро «Хирьянов и партнеры»