Законодатели обсуждают подстройку правовой базы ЖКХ
В ходе заседания дискуссионной площадки «Открытая трибуна», посвященного ситуации в сфере управления многоквартирными домами (МКД), его участники обозначили основные проблемы этого рынка и выдвинули ряд предложений по их решению. В большинстве случаев речь идет об изменениях нормативных актов регионального и федерального уровней, которые позволят повысить экономическую эффективность управляющих организаций сферы ЖКХ.
К нынешнему году формирование конкурентной среды в сфере управления завершилось или, по крайней мере, близится к завершению, заявил, открывая заседание «Открытой трибуны», председатель Законодательного Собрания Ростовской области Виктор Дерябкин.
— Законодательство, регулирующее этот рынок, как областное, так и федеральное, тоже выстроено в полном объеме, — добавил он. — Это около 15 постановлений правительства РФ, Жилищный кодекс и другие документы. Однако и в органы исполнительной власти, и депутатам ЗС РО регулярно поступают от граждан жалобы на работу системы ЖКХ.
По словам г-на Дерябкина, самое большое число обращений граждан связано с неудовлетворительным содержанием управляющими организациями общего имущества в МКД, на втором месте по численности жалоб — низкое качество предоставления коммунальных услуг, на третьем — необоснованность размера платы за них.
— Еще один показатель — рост задолженности УК перед поставщиками коммунальных ресурсов, который за прошлый год составил около 1 млрд рублей, — отметил председатель Заксобрания. — При этом нам говорят, что население платит, так откуда взялась такая задолженность? И это притом что за прошлый год Госжилинспекция (ГЖИ) Ростовской области провела более 11 тыс. проверок УК, хотя запланировано было всего 103 проверки. И уровень задолженности, и количество проверок показывают нам, что в этой сфере что-то неладно. Поэтому в ходе нынешнего заседания мы с вами должны понять, что необходимо сделать для исправления ситуации. Если это потребует внесения изменений в законодательство, то мы готовы выходить с соответствующими предложениями на самый высокий уровень.
Начальник областной Госжилинспекции Павел Асташев сообщил, что в 2015 году количество обращений граждан в инспекцию выросло почти на 20%, число проведенных ГЖИ проверок — более чем на 10%.
— Больше всего вопросов было связано с правильностью определения порядка начисления платы за коммунальные услуги, — уточнил г-н Асташев. — Кроме того, часто жалобы касались качества коммунальных услуг и неудовлетворительного технического состояния домов.
Среди проблем рынка управления МКД Павел Асташев назвал ситуацию с оплатой потребления энергоресурсов на общедомовые нужды (ОДН). После того как у потребителей появилась возможность заключать с ресурсоснабжающими организациями прямые договоры, стало расти количество обращений, связанных с тем, что ресурсники требуют оплаты ОДН без учета реального числа проживающих в домах людей, что приводит к необоснованному росту платы за коммунальные услуги. Однако в ближайшее время по итогам судебного спора между ПАО «ТНС энерго» и ФАС ресурсоснабжающие организации могут лишиться права начислять плату за ОДН, добавил г-н Асташев. Зато вмешательство законодателей может потребоваться, чтобы ужесточить ответственность для УК, срывающих проверки контролирующими органами.
— Сейчас штраф даже за повторное нарушение такого рода не превышает 50 тыс. рублей, другая ответственность не предусмотрена, — пояснил Павел Асташев. — В то же время при выявлении нарушений компания может быть оштрафована на сумму до 300 тыс. рублей. Поэтому зачастую УК выгоднее уклониться от проверки. В связи с этим мы считаем, что ответственность за такие действия должна быть ужесточена вплоть до отзыва у компании лицензии. Кроме того, необходимо рассмотреть возможность введения дифференцированной минимальной суммы уставного капитала УК в зависимости от числа домов, находящихся у нее в управлении, и запрета на срок до 5 лет учреждать и возглавлять управляющие компании для граждан, являвшихся учредителями или директорами ранее обанкротившихся УК. Сейчас при уставном капитале 10 тыс. рублей многие сознательно идут по пути накопления задолженности за энергоносители, а затем банкротят свои компании и регистрируют новые. Эту практику необходимо пресечь.
Заместитель министра ЖКХ Ростовской области Валерий Былков высказал мнение, что в основе большинства проблем рынка управления МКД лежит «кривая и косая» экономика УК.
— Объем платы за услуги управления не сбалансирован с объемом обязательств, которые берет на себя УК, — считает г-н Былков. — У многих сотрудников компаний мало опыта работы в этой сфере, зарплаты в ней невелики, зачастую УК управляет неоправданно большими объемами жилищного фонда.
Замминистра предположил, что на законодательном уровне эффективными мерами для стабилизации обстановки в сфере ЖКХ могут стать ужесточение наказания для неплательщиков за потребленные коммунальные ресурсы, совершенствование механизма энергосервиса, а также упрощение процедуры смены управляющей организации жильцами дома.