Южные губернаторы предложили ограничить присутствие иностранцев на рынке зерна
Губернатор Ростовской области Василий Голубев в числе трех губернаторов зерновых регионов России обратился к президенту с предложением отрегулировать присутствие иностранного капитала в зерновой отрасли. Аналитики рынка считают, что это приведет к ограничению конкуренции. Участник рынка указывает на то, что в условиях санкций иностранные трейдеры получили нерыночное преимущество: у них покупают с большей охотой, их издержки ниже, прибыль выше.
Губернаторы Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев предложили законодательно ограничить 20 процентами максимальную долю прямого и косвенного участия нерезидентов в компаниях АПК, прежде всего занимающихся экспортом зерна. А также обязать российских владельцев активов АПК провести редомициляцию головных компаний из иностранных юрисдикций в РФ. Об этом письме Василий Голубев сообщил на минувшей неделе на заседании правительства, его основные пункты N уточнили в пресс-службе губернатора.
Если такое решение будет принято, оно коснется бизнесов, работающих в Ростовской области. В регионе сегодня действуют отделения нескольких крупных международных экспортеров продовольствия. Транснациональным компаниям «Луис Дрейфус», «Каргилл», «Витерра» принадлежат терминалы в Азовском и Ростовском портах. В 2020 году «Каргилл» объявил о планах инвестировать 1,5 млрд рублей в реконструкцию своего портового терминала в Ростове, увеличив мощности перевалки зерна с 650 тыс. т до 1 млн т. По наблюдениям N, головные компании большинства крупнейших донских экспортеров сегодня прописаны в Ростовской области, кроме АО «Астон» — эта компания принадлежит швейцарской Aston Agro-Industrial AG. Отметим, что при этом «Астон» является не только экспортером, но и производителем продуктов питания, это крупный работодатель и один из крупнейших налогоплательщиков региона.
В сентябре этого года инициативу об ограничении присутствия иностранных компаний на зерновом рынке уже выдвигали совладельцы контролируемого государством «Деметра-Холдинга», об этом письме сообщала газета «Коммерсантъ». Объясняя логику этого предложения, газета сообщила, что в этом году у зернотрейдера «Деметра Трейдинг» (входит в контролируемый госбанком «Деметра-Холдинг») начались сложности с экспортом зерна после введения санкций США. В прошлом сезоне компания занимала второе место по отгрузкам зерна из РФ с 4,5 млн тонн. А с 1 июля по 23 августа «Деметра Трейдинг» экспортировала около 140 тыс. тонн, что соответствует десятому месту. В то же время глобальные трейдеры «Витерра» и «Луис Дрейфус» в первые два месяца этого сезона заняли третье и пятое места по отгрузкам.
Директор «Совэкона» Андрей Сизов говорил тогда журналисту газеты, что реализация идеи об ограничении иностранцев приведет к снижению конкуренции среди крупнейших экспортеров российского зерна и, как следствие, к снижению цен для сельхозпроизводителей. Он выразил надежду, что эти предложения поддержаны не будут как не отвечающие интересам фермеров. Похожую позицию высказал на минувшей неделе в ходе онлайн-пресс-конференции президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
Один из участников рынка рассказал N, что сегодня зарубежные экспортеры, которые работают в России, получили существенные преимущества перед отечественными: у зарубежных компаний российское зерно покупают с большей охотой, у них нет проблем с финансированием экспортных сделок, т. к. с ними соглашаются работать все банки — и российские и иностранные, у них нет проблем со страхованием грузов, а у российских компаний эти сложности есть. При том что закупочные цены примерно одинаковые, издержки иностранных компаний ниже, их прибыль больше, при этом в России она не остается, отмечает он.
— Конкуренция между российскими трейдерами высокая, фермер будет получать хорошую цену и после ухода зарубежных игроков. В текущих условиях справедливо будет, если иностранные зернотрейдеры станут закупать зерно на ФОБ у российских экспортеров, — говорит он. — Минус в том, что после ухода иностранцев возможности установления монополии во всех портах на глубокой воде возрастут. Это приведет к росту цен на перевалку, что уже происходит в некоторых терминалах, а это, в свою очередь, плохо отразится и на трейдерах, и на фермерах.