Все для людей, или Как заплатить налоги
Получая уведомление из частной службы доставки — ООО «Ситимэйл-Юг» — о письме от ИФНС, сначала думаешь, что развивается государственный сервис, работает доставка, а вот на деле оказывается иначе…
Федеральная налоговая служба (ФНС) прислала мне требование, но я должна сама забрать это письмо, проехав через весь город в один из двух офисов ООО «Ситимэйл-Юг». Еще недавно этот оператор имел всего одно отделение, сейчас в центре Ростова открылось второе. Получается, налогоплательщик должен терять драгоценное время, ехать в центр или на другой конец города, откладывая дела и встречи? Налоговый кодекс обязывает налоговые органы направлять требование об уплате налогов по почте заказным письмом… и только. Высший арбитражный суд еще в 2001 году разъяснил, что «…в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом». Таким образом, я вынуждена в добровольно-принудительном порядке ехать за тридевять земель и получать письмо. В противном случае, если что-то не так, все равно буду считаться извещенной.
Сразу возникает вопрос: почему не отправить письмо обычной почтой, отделения которой несравнимо доступнее? Поскольку кодекс не ограничивает ФНС в выборе почтового оператора, налоговая служба решила, видимо, привлечь более дешевого. Судя по информации, размещенной на сайтах Почты России и ООО «Ситимэйл-Юг», их тарифы отличаются примерно на 10%. Но вот о налогоплательщиках, которым гораздо удобнее работать с Почтой России, никто не подумал. Так же, как никто не задался вопросом: сколько средств может недополучить бюджет, если предприниматели будут тратить два-три часа на получение корреспонденции от ФНС, которая сэкономила три рубля на заказном письме. О дополнительном негативном влиянии на транспортную ситуацию в городе я уже и не говорю.
К сожалению, ФНС в этой ситуации демонстрирует в лучшем случае узковедомственный, но никак не государственный подход. А в худшем — может, решила помочь кому-то развить бизнес?
В иных регионах, я слышала, оказание подобных услуг выглядит более гуманно. Так, по слухам, в Перми ФНС тоже заключила договор с частной службой доставки. В итоге летом документы из налоговой людям доставляют… курьеры на велосипедах. И отдают лично в руки.
Ольга Проскурина, управляющий партнер юридической фирмы «JBI Эксперт»