В правилах застройки нет порядка
Андрей Шумеев, гендиректор ЗАО «ЮИТ ДОН»:
— Градостроительные документы, мягко говоря, находятся не в порядке, т. е. Департамент архитектуры не выполняет требования российского законодательства и не обращает внимания на проблемы застройщиков.
Однажды, анализируя Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) города и карты зон с особыми условиями использования территорий, неожиданно для себя я обнаружил, что в 6 районах Ростова не отображены границы зон охраны объектов культурного наследия, утвержденные в течение последних двух лет. На практике это означает, что застройщики получали градостроительные планы земельных участков, не учитывающие требования к охране таких объектов, что могло привести к их утрате.
Причина, по моему мнению, кроется в нарушении порядка учета и отображения документированных сведений в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), положение о которой утверждено постановлением администрации города в январе 2008 года.
Несмотря на то что в 2010–2013 годах вносились изменения в Градостроительный кодекс, принимались постановления правительства РФ, решения Минрегионразвития о том, что сведения о границах санитарно-защитных зон, территорий объектов культурного наследия и зон охраны объектов культурного наследия размещаются в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП), город не внес соответствующие изменения в свое положение об ИСОГД. Департамент архитектуры вместо того, чтобы пользоваться документированными сведениями из ФГИС ТП, самостоятельно закоординировал и разместил в ИСОГД зоны с особыми условиями использования территорий, которые были отображены еще разработчиком ПЗЗ в 2008 году, без соответствующих документированных обоснований.
В результате для Ростова типична следующая ситуация. Собственник земельного участка — застройщик, получая градплан с санитарно-защитными зонами из ИСОГД, идет в Роспотребнадзор и просит уточнить координаты границ и на основании чего они появились. Застройщику отвечают, что эта зона областным управлением Роспотребнадзора не устанавливалась.
— Тогда снимите ее, — говорит собственник.
— Мы этого сделать не можем, потому что ее отобразил в ПЗЗ город.
— Но это же незаконно!..
— А мы не прокуроры. Идите на предприятие, для которого отображена санзона, и просите, чтобы они ее откорректировали.
На предприятии нет документов, касающихся установления санзоны, и нет источника вредного воздействия.
— Напишите, что у вас нет производственной деятельности, которая может привести к установлению санзоны, — предлагает застройщик.
— А вдруг когда-нибудь мы будем заниматься такой деятельностью? Но если вы у нас участок купите (имеется в виду — значительно дороже рыночной цены), мы пойдем вам навстречу.
Застройщик пишет письмо в Минприроды: «Предприятие планирует заниматься опасной деятельностью, поэтому ему нужна санзона в 50 метров, но эта территория предназначена под жилищную застройку. Проверьте, чем занимается данное предприятие». Минприроды отвечает: «Мы проверили предприятие, однако оно занимается сдачей недвижимого имущества в аренду, а эта деятельность не требует установления санитарных зон».
Застройщик показывает в Департаменте архитектуры все эти бумаги и спрашивает, что делать. Ссылаясь на недавнюю поправку в решение Гордумы, в которой прописано, что снять санзону (непонятно по каким основаниям отображенную в ПЗЗ) можно только на основании изменения разрешенного вида использования участка, застройщику советуют обратиться на предприятие с предложением об изменении вида разрешенного использования с производственного на непроизводственное. Однако при такой смене у предприятия сразу в два раза возрастет налог на землю, и застройщик, соответственно, получает отказ.
Создается впечатление, что органы местного самоуправления в Ростове живут совершенно другой жизнью и не слышат нашего президента, который не перестает повторять, что для преодоления кризиса в стране необходимо заботиться об инвесторах, а также повышать профессиональный уровень сотрудников органов власти, «чтобы не доводить до кризисов».
На мой взгляд, городская власть должна пригласить профессионалов за круглый стол, услышать проблемы инвесторов и сформулировать пути их решения, и уж как минимум, организовать исполнение требований законодательства РФ органами местного самоуправления.
Андрей Шумеев, гендиректор ЗАО «ЮИТ ДОН»