«Увеличим субсидии по инвесткредитам»
Две тысячи предпринимателей области ежегодно получают господдержку. по словам директора департамента инвестиций и предпринимательства Светланы Абдулазизовой, в 2012 году увеличатся компенсации затрат по инвесткредитам: После многолетнего перерыва для этого удалось привлечь 80 млн руб. из федерального бюджета
В этом году предприниматели не смогут за счет господдержки сократить расходы на обслуживание кредитов, полученных на пополнение оборотных средств. Но вырастет размер субсидирования процентных ставок по инвестиционным и лизинговым кредитам и увеличатся компенсации расходов на техприсоединение. После многолетнего перерыва для компенсации затрат по инвесткредитам будет привлечено 80 млн рублей из и федерального бюджета.
N: — В рейтинге Всемирного банка Doing Business Россия занимает 120-е место из 183. Тяжелее всего бизнесу, как считают эксперты, в строительстве, энергетике, экспорте и на таможне. Частично регулирование этих сфер зависит от позиции властей в регионах. Президент Путин потребовал провести реформы, чтобы за пять лет РФ поднялась на 100 ступеней. Как вы оцениваете такую перспективу?
С.А.: — Задача, безусловно, амбициозная. Решить ее можно, только улучшив условия для ведения бизнеса и привлечения инвестиций. Необходимо упрощение разрешительных процедур в инвестиционной деятельности, при получении разрешений на строительство, оформление земельных участков. Эти масштабные проблемы нельзя решить в рамках одного региона. Для этого потребуются законодательные, институциональные изменения.
N: — Проблемы в регулировании одного из значимых для рейтинга видов бизнеса — строительного — подтверждаются результатами опроса, проводимого Ростовским региональным агентством поддержки предпринимательства (РРАПП). 52,4% субъектов малого предпринимательства (СМП) не привлекает сфера строительства из-за затянутых и дорогостоящих процедур предоставления земельных участков и разрешений на строительство. Готовит ли департамент предложения по изменению этой ситуации?
С.А.: — Опросы показывают, что проблема есть. Но значительного сокращения субъектов предпринимательства в строительном секторе нет, их число стабильно: около 900 малых предприятий и 35-40 средних компаний.
Есть федеральное законодательство — Земельный, Налоговый кодексы, есть муниципалитеты, которые сегодня распоряжаются земельными участками. В прошлом году по поручению губернатора мы анализировали ситуацию. Более 900 нормативных документов областного уровня и в муниципальных образованиях были скорректированы в сторону упрощения процедур. В первую очередь это вопросы, связанные с землеотводом, оформлением документов на землю. Отрегулировав формы взаимодействия органов власти, мы сможем упростить процедуры и сократить сроки принятия решения. В рамках 100 губернаторских инвестпроектов, которые сопровождаются министерствами и ведомствами в ручном режиме, если инвестор сталкивается с какими-то сложностями, мы сразу подключаемся к решению этих проблем. Несколько дней назад мы встречались с представителями «Эйр Продактс», которые сейчас занимаются приобретением участка в Красносулинском районе для реализации своего проекта. Буквально сегодня я встречалась с менеджером инвестиционного проекта «Гардиан». Мы с ними общаемся практически каждый день, решая земельные, инфраструктурные вопросы.
N: — Как раз это и настораживает: ручной режим становится нормой, а системно проблемы не решаются.
С.А.: — Ручное сопровождение, как правило, заключается в том, что вышестоящий чиновник, задавая в очередной раз своему коллеге рангом ниже вопрос «А что там с документами?», заставляет того что-то делать быстрее. С другой стороны, есть временные рамки, установленные законодательством, которые нельзя преодолеть. До недавнего времени, например, строительная экспертиза осуществлялась не менее 90 дней, после внесенных в Градостроительный кодекс изменений она длится 60 дней. В ряде других случаев есть установленные сроки, сокращение которых может привести к ухудшению качества работ. Когда система одного окна заработает таким образом, что сможет обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие, необходимость в ручном сопровождении исчезнет.
N: — Большинство предпринимателей заявляют, что основную трудность при обеспечении доступа к услугам монополий представляют чрезмерно высокие тарифы энергоснабжающих организаций. Что может сделать департамент для изменения этой ситуации?
С.А.: — В 2011 году по поручению губернатора проводился аудит коммунальных тарифов, и в ряде городов и районов они были снижены на 15-25% — это один из рычагов. С другой стороны, есть нормативные изменения в федеральном законодательстве, в частности по подключению к энергосетям. Постановление правительства № 877 в конце 2011 года избавило малые предприятия, подключающие мощности не больше 750 кВт, от необходимости платить штрафы за перебор или недобор энергии.
Три года мы компенсируем затраты по техприсоединению, так как энергоснабжение — самая дорогая услуга на сегодняшний день. Если речь идет о подключении до 100 кВт, сумма затрат составляет от 300 до 500 тысяч рублей. Если потребляемая мощность свыше 100 кВт, расходы исчисляются уже миллионами рублей. В 2012 году сумму субсидии малым предприятиям на присоединение к энергосетям увеличили со 150 до 250 тысяч рублей. Для крупных инвестиционных проектов с объемом инвестиций более 200 млн рублей в рамках закона о государственно-частном партнерстве предусмотрен четкий механизм субсидирования затрат на техприсоединение к газовым и энергетическим сетям. В апреле завершился прием заявок, по ряду проектов принято решение субсидировать до 50% затрат, но не более 50 млн рублей по электроэнергии и 30 млн рублей — по газу на один проект. 149 млн рублей из предусмотренных 505 млн на этот год уже распределено. Конкурс продолжается, в начале июня будем рассматривать новые заявки.
N: — Субсидии — одно из наиболее популярных направлений господдержки. Появятся ли новые виды?
С.А.: — В этом году мы отказались от субсидирования кредитов, привлеченных на пополнение оборотных средств. Компенсируем только инвестиционные затраты, но средств не хватает. Мы ежегодно привлекаем деньги федерального бюджета. В этом году руководство Минэкономразвития услышало наши многолетние просьбы, касающиеся кредитов, связанных с инвестиционными проектами, и с 2012 года готово субсидировать процентные ставки по этим кредитам. Областная заявка на получение софинансирования из федерального бюджета составила 648,2 млн рублей, 80 млн из них впервые после многолетнего перерыва будет направлено на субсидирование процентных ставок. Чтобы привлечь эти средства, мы перераспределяли деньги между другими мероприятиями программы поддержки предпринимательства.
Возросло число СМП, готовых приобретать оборудование в лизинг. Для их поддержки увеличиваем областные ассигнования по этому направлению, это также позволит нам привлечь дополнительно средства федерального бюджета. В этом году получим средства федерального бюджета на компенсацию затрат малых инновационных компаний на приобретение нового оборудования.
N: — Как много предприятий могут воспользоваться субсидированием?
С.А.: — Ежегодно примерно 2 тысячи предприятий и предпринимателей получают такую господдержку. Мы понимаем, что в пересчете на количество СМП число получателей составляет около 2%, но все субсидии предоставляются на условиях бюджетной и экономической эффективности. И только те предприятия, которые готовы обеспечить эту эффективность, выраженную в приросте налоговых платежей и создании новых рабочих мест, росте заработной платы, могут претендовать на получение господдержки. Мы понимаем, что сегодня не все готовы идти на такие условия.
N: — Как складывается ситуация с привлечением инвестиций в этом году? Что наиболее сильно влияет на этот процесс?
С.А.: — В 2011 году мы получили около 155 млрд рублей инвестиций. Это на 9% ниже уровня 2010 года. В прошлом году ситуация объективно была непростой. Многие из заявленных в докризисный период проектов только в 2011 году начали «размораживаться».
В этом году утвержденный объем инвестиций — 176,2 млрд рублей, рост составит примерно 15%. В январе — феврале, анализируя статистическую информацию крупных и средних предприятий, мы впервые за последний год увидели прирост объема инвестиций.
Что касается крупных и средних проектов, делаем акцент на те, что включены в губернаторскую сотню. Рассчитываем, что 9 из них будет введено в эксплуатацию в этом году, объем инвестиций по ним — примерно 13 млрд рублей. Это «Гардиан-стекло», аква-парк «Горизонт», гостиница «Меркур» в Ростове, проект перевооружения предприятия «Каменск-волокно», кондитерская фабрика «Мишкино» в Аксайском районе и ряд других проектов.
N: — В последнее время много говорят о развитии государственно-частного партнерства. Эксперты отмечают существенные недостатки в принятом областном законе о ГЧП, ограничивающие развитие такого партнерства. Действует специально созданная рабочая группа по совершенствованию законодательства в этой сфере. Какие изменения в законе могут появиться в ближайшее время?
С.А.: — Закон о государственно-частном партнерстве был принят в 2010 году. Ростовская область оказалась одной из первых, кто законодательно оформил свои намерения работать в рамках ГЧП, и при общении с инвесторами, в первую очередь иностранными, этот факт имеет очень большое значение — это законодательно выраженное намерение региона сотрудничать. Закон предусматривает 5 форм партнерства. На сегодняшний день реально заработала только одна, связанная с инфраструктурным обеспечением площадок для реализации инвестпроектов.
На мой взгляд, второе направление, которое неплохо проработано, — это концессионные соглашения. Другие формы пока не проработаны. Законодательное Собрание сформировало рабочую группу, ее возглавляет председатель комитета по экономической политике Александр Энтин, в нее входят представители общественных объединений и бизнесмены, заинтересованные в том, чтобы закон о ГЧП изменился.
Одна из проблем заключается в том, что те изменения, на которых настаивает бизнес, невозможно принять в рамках действующего законодательства: это и Федеральный закон №94-ФЗ, и Земельный кодекс. Позиция депутатов и департамента заключается в том, что необходим федеральный закон. Заксобрание уже направило это предложение в Госдуму. Такой закон в первую очередь нужен для того, чтобы определить механизм взаиморасчетов с бизнесом, готовым вкладывать средства в инфраструктурные или социальные проекты. Те схемы, которые начинают разрабатывать в некоторых регионах, — это балансирование на грани нескольких федеральных законов.
Рабочая группа обсуждает поправки, которые можно внести в действующий закон о ГЧП. На мой взгляд, есть другое направление, которое позволило бы эффективнее реализовывать коммерческие проекты. В апреле проходил Третий форум Ассоциации индустриальных парков, в работе которого я участвовала. Там тоже затрагивались вопросы ГЧП. Сейчас мы работаем над концепцией создания индустриальных парков, потому что это механизм, позволяющий при участии государства реализовывать инвестпроекты в регионе. Вместе с Ассоциацией индустриальных парков надеемся, что в IV квартале внесем в Заксобрание проект такого областного закона.
N: — Какое место по уровню развития предпринимательства регион занимает среди ближайших соседей или в РФ?
С.А.: — В 2010 году проходило сплошное наблюдение СМП, его результаты окончательно еще не обработаны, но все тенденции сохраняются. Ростовская область стабильно занимает лидирующие места в ЮФО и РФ и по количеству СМП, и по качественным характеристикам их деятельности.
По удельному весу экономически активных предприятий область находится на первом месте в ЮФО, у нас это 90,5%. К примеру, в Волгоградской и Астраханской областях этот показатель составляет от 70% до 80%. Оборот наших предприятий выше, чем в любом другом субъекте ЮФО, по выручке мы занимаем 1-е место, на одно предприятие — более 13 млн рублей. В Краснодарском крае выручка примерно на четверть ниже. По числу занятых в малом бизнесе область занимает второе место после Краснодарского края, но мы лидируем по числу рабочих мест на одно предприятие. По объему инвестиций мы уступаем только Краснодарскому краю. Мы стабильно занимаем лидирующие места в ЮФО и РФ.
N: — Как вы считаете, такие новые общественные институты, как институт уполномоченного по правам предпринимателей, Общественная палата, могут повлиять на качество делового климата в области?
С.А.: — На мой взгляд, могут. Создание этих структур и инициировалось для того, чтобы изменить деловой климат. Если говорить об Общественной палате, то она уже работает и мы тесно сотрудничаем с ее комитетом по предпринимательству, который возглавляет председатель совета директоров банка «Центр-инвест» Василий Высоков. Первое заседание комитета было посвящено вопросам частно-социального партнерства. Одно из ближайших обсудит проблемы развития малого бизнеса.
Если говорить об институте уполномоченного, Василий Юрьевич Голубев еще в феврале, встречаясь с предпринимателями, поддержал эту инициативу. Мы будем работать с депутатами Госдумы, анализировать решения, принятые на федеральном уровне, чтобы выбрать наиболее приемлемый вариант деятельности этой структуры. Уполномоченный должен стать еще одним независимым экспертом бизнеса, который будет отстаивать его интересы, возможно, не только в диалоге с властями, но и выполняя функции, к примеру, третейского судьи.