Собственники зданий на Соборной с проектом ее реконструкции не согласны
На публичных слушаниях проекта планировки реконструкции Соборной площади представители бизнеса и общественных организаций не нашли положительных моментов в предложенном варианте. Реконструкция площади предусматривает перенос трамвайных путей с ул. Станиславского на ул. Московскую на отрезке между пер. Семашко и пр. Буденновским. Этот вариант предлагается для сохранения комплекса сооружений кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Эксперт считает, что только перенос трамвайного полотна даст шанс снести уродливое строение на углу ул. Московской и пер. Семашко, известное как гиперларек Бояркина.
Главный вопрос реконструкции Соборной площади — где пройдут трамвайные рельсы. Фото Татьяны Черкезян.
Архитектор проекта Григорий Алексеев-Малахов рассказал о корректировке красных линий для реконструкции Соборной площади в границах ул. Станиславского — ул. Московской и пер. Островского — пер. Семашко. Площадь территории — почти 8,7 га. Проект выполнен «Ростовгражданпроектом» по заказу городского Департамента автодорог. Реконструкция площади предусматривает перенос трамвайных путей с ул. Станиславского на ул. Московскую на отрезке между пер. Семашко и пр. Буденновским. Это позволит сохранить объекты культурного наследия — комплекс сооружений кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы, напомнил Григорий Алексеев-Малахов.
После реконструкции Соборная площадь может стать пешеходной зоной. Под ней разместится двухъярусная подземная, как было заявлено, муниципальная автостоянка. В пер. Соборном, который проектируется как пешеходный бульвар, предусмотрено сооружение двух подземных переходов под ул. Московской, минуя трамвайные пути, и под ул. Б. Садовой, чтобы создать общее пешеходное пространство с парком им. М. Горького.
Существующий памятник Димитрию Ростовскому планируется перенести в восточном направлении на 25–30 метров и развернуть лицом на запад.
Перенос памятника и трамвайного пути обсуждался очень эмоционально. Если в случае со святителем, спор был профессионально-историческим (противники настаивали на том, что нынешний памятник стоит на историческом месте и создает единую с собором градостроительную ось), то против переноса трамвайного полотна выступило сразу несколько собственников зданий на ул. Московской.
Представитель административного здания на ул. Московской, 53, заявил:
— Почему красная линия и будущие рельсы проходят прямо в створе фасада, отсекая все входы и выходы, ступеньки? Наше здание тоже в аварийном состоянии, там трещина идет по фасаду, а вы говорите, что трамвай угрожает только собору. Нельзя за счет одного памятника решить проблемы другого.
Гендиректор ОАО «Горжилпроект» Светлана Гнилицкая убеждена, что красные линии проекта планировки не учитывают существующую застройку:
— Мы собственники здания по адресу: ул. Московская, 55. Здание — объект культурного наследия, красная линия пересекает входы, хотя должна быть нанесена с учетом существующей застройки.
Архитектор удивился, почему эти позиции не были рассмотрены ранее, предложив обсуждать их индивидуально.
Директор ООО «Белый аист» Ольга Шипулина была возмущена пренебрежением интересами собственников:
— Участок, который занимает наш торговый центр (вещевой рынок. — N), арендован до 2023 года. Сейчас в нашей компании работают 200 человек. Когда мы пришли туда в 1998 году, там была стихийная торговля, мы все привели в порядок. А в вашем проекте на нашем месте нарисовано 4 клумбы. С нами никто даже не поговорил. Почему не учитываются интересы собственников? Нам участок давал в аренду город, и постановление подписано тем же мэром, что работает до сих пор.
В ответ Григорий Алексеев-Малахов заявил, что планировочная документация позволяет преодолевать именно такие проблемы:
— На то и публичные слушания, чтобы все обсуждать. Если будет принято решение изменить проект с учетом ваших интересов, мы поменяем.
В итоге Светлана Гнилицкая попросила занести в протокол слушаний, что ни одного положительного отзыва во время обсуждения не прозвучало. Собравшиеся ее эмоционально поддержали.
Бывший главный архитектор Ростовской области, замдиректора — главный архитектор ГАУ РО «Региональный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства» Александр Бояринов заявил N, что «трамвай, проходящий мимо собора, — это не самое хорошее решение».
— В принципе, перенос трамвая с ул. Станиславского на ул. Московскую возможен. К тому же только так можно снести уродливый дом Бояркина. Подземная стоянка в городе никогда не помешает. Перспектива рынка — ну 20 лет, максимум. Торжища в центрах крупных городов — проходящее явление, — заметил он.