С рынка — в чистое поле
Власти предложили предпринимателям с закрытых в Аксайском районе рынков переехать на новые площадки. Загвоздка в том, что эти торговые территории еще не созданы, большая часть находится на этапе разработки проектно-сметной документации.
Четыре инвестора, крупнейший из которых — дорожно-строительная компания «ГСК Дон», заявили о готовности построить оптово-розничные рынки в Аксайском и Азовском районах как альтернативу закрытым аксайским рынкам. Проекты будут полностью реализованы до 2023-2024 года. Предприниматель с закрытого ТК «Атлант» отмечает, что многих его коллег, которые уже несут убытки, переезд может привести к разорению. Коммерсанты с закрытых рынков считают, что мероприятия, проводимые властями, «прежде всего направлены на обеспечение возможности закрытия торгового комплекса без законных оснований».
На минувшей неделе предпринимателям с закрытых аксайских рынков поступило сразу несколько предложений о переезде на альтернативные торговые площадки от областных и городских властей. О самых крупных площадках сообщили в ходе заседания Совета по инвестициям при губернаторе Ростовской области — это не готовые рынки, а проекты, в основном строительных компаний, в том числе крупнейшего на Дону дорожного строителя ОАО «ГСК “Дон”» (см. таблицу). Презентуя их, первый замгубернатора Виктор Гончаров заявил, что они могут восполнить потребность предпринимателей с закрытых рынков в новых торговых местах.
Помимо этого пресс-служба администрации Ростова со ссылкой на начальника городского управления торговли Константина Тихонова сообщила о готовности собственников земли бывшего ростовского молочного комбината благоустроить участок под универсальную продуктовую ярмарку или рынок стройматериалов. Ростмолкомбинат принадлежит «ГРУППЕ АГРОКОМ» и ГК «Миллениум».
— Идея проекта возникла как ответ на проблему, связанную с закрытием аксайских рынков, — подтвердил директор ООО «Управление недвижимостью» Дмитрий Гришин. — Участок, на котором мы планируем строить продовольственно-логистический комплекс, удачно расположен: вдоль трассы М-4 в 5 километрах от въезда в Ростов со стороны Москвы, здесь хорошо развита транспортная сеть, рядом расположены другие логистические комплексы. В перспективе, после завершения строительства обхода Аксая и переноса туда транзитного трафика, логично развивать в районе Новочеркасского шоссе именно оптовую торговлю и складскую логистику.
В ГСК «Дон» в ответ на запрос N сообщили:
— Наш торговый комплекс ни по масштабам задач, которые мы перед собой ставим, ни по способу реализации проекта, ни по каким другим признакам не может считаться альтернативой упомянутым рынкам (закрытым в Аксайском районе. — N). Мы изучили лучший столичный и зарубежный опыт и намерены его реализовать. Другое дело, что наши двери отрыты для всех законопослушных предпринимателей. Мы постараемся создать самые комфортные условия, чтобы бизнес смог зайти и стартовать максимально быстро с минимальными затратами.
На вопрос N о том, будет ли ГСК «Дон» предлагать льготные условия, облегчающие переезд, в компании сообщили:
— Это вопрос переговоров, которые, мы надеемся, в ближайшее время станут регулярными и конструктивными.
Связаться с представителями «Вертикали» на прошлой неделе не удалось. ООО «Вертикаль» ведет свою деятельность с 2019 года. Основными видами деятельности являются аренда и управление нежилым недвижимым имуществом, сообщила на заседании Совета по инвестициям и. о. директора департамента потребительского рынка Ростовской области Наталья Багрянова. Согласно СПАРКу, в Ростовской области зарегистрирована только одна «Вертикаль» с такими данными. Владельцем является Никита Денисов. Последняя имеющаяся в СПАРКе бухгалтерская отчетность представлена с нулевыми показателями. Среднесписочная численность сотрудников — 2 человека. Сайт и контактные данные найти не удалось.
В «ИНПК Девелопмент» воздержались от комментариев.
Неофициально в двух компаниях-инвесторах N сообщили, что реализация их проектов будет зависеть от готовности предпринимателей переезжать на новые площадки.
— Никто не хочет работать себе в убыток, — подчеркнул один из собеседников N.
Ростмолкомбинат может открыть свои двери через месяц. Недоступная для комментариев «Вертикаль» планирует запустить торговый комплекс с распредцентром в этом году. Остальные проекты находятся на ранней стадии: идет разработка ПСД, пуск в эксплуатацию намечен на 2023-2024 годы. По данным Публичной кадастровой карты, земельные участки, на которых инвесторы планируют разместить торговые ряды, имеют различный статус: это и земли сельхозназначения, и земли для промышленного использования, есть земли поселений под индивидуальное жилищное строительство, только один из множества участок имеет категорию «земли поселений для размещения объектов торговли». Некоторые участки находятся в аренде у инвесторов, часть — в собственности, часть — в стадии оформления покупки или аренды.
По информации N, инвесторы готовы ускориться: ГСК «Дон» обещает, что к ноябрю этого года будет заасфальтировано 60 га, возведено 3 тыс. кв. м складских помещений. Асфальтовую площадку и съезд с трассы сможет предложить предпринимателям в этом году «ИНПК Девелопмент». Некоторые инвесторы предложили поэтапный ввод в эксплуатацию. Но все-таки говорить о создании полноценной замены закрытым рынкам уже в этом году нельзя.
Все это, по сути, не стыкуется с ранее объявленной бизнес-омбудсменом Борисом Титовым стратегией выхода из кризиса, согласно которой «до урегулирования всех юридических проблем у предпринимателей должна быть возможность переехать и продолжить работу на удобных, выгодных условиях, по крайней мере, не хуже существующих».
В чате, созданном предпринимателями с закрытых рынков «Атлант» и «Алмаз», на минувшей неделе активно обсуждали приглашение на встречу с инвесторами новых рынков, поступившее от Виктора Гончарова. Никто не высказался в пользу встречи.
Кто-то задал риторический вопрос: «А кто гарантирует, что через несколько лет не окажется, что у них тоже с землями не все в порядке?»
Несколько активистов составили письменный отказ, в котором сообщается: «Считаем нецелесообразным участие в мероприятиях, проводимых правительством Ростовской области, поскольку в настоящее время все эти мероприятия прежде всего направлены на обеспечение возможности закрытия торгового комплекса без законных на то оснований». На минувшей неделе предприниматели собирали подписи под этим отказом.
— Люди перейдут на другие рынки, если им дадут лучшие условия, они же всегда идут туда, где лучше, — считает предприниматель Александр Коробков, владеющий двумя магазинами спорттоваров, расположенными в ТК «Атлант». — Уже сейчас некоторые предприниматели открывают альтернативные бизнесы на других площадках, чтобы выжить, платить сотрудникам зарплату. Но в чистое поле никто работать не пойдет, а большая часть заявленных проектов будут реализованы к 2023 году. А главное, свое личное имущество на закрытых рынках никто не отдаст. Даже переехав, люди будут судиться, ходить по инстанциям — использовать все доступные способы борьбы, в правовом поле конечно. Для многих рынок — это судьба, кто-то купил рядом дом, кто-то — склад, инвестировал на долгий срок, чтобы этим делом занялись внуки и правнуки. Это власти не следили за соблюдением законов, почему теперь люди должны отвечать за то, что чиновники не исполняли свои обязанности?
Собеседник N добавил, что для многих переезд будет болезненным:
— При том что они уже понесли убытки из-за закрытия рынков, учитывая рост цен на стройматериалы, металлоконструкции, у людей не будет денег, чтобы переехать. Думаю, у многих рухнет бизнес. Это все равно что под каток попасть.
Ускорить строительство новых торговых комплексов может государственно-частное партнерство
Партнер Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» Даниэла Быстрова отмечает, что реализация таких столь крупных инвестпроектов, как заявленные торговые комплексы, не может быть быстрой:
— Насколько мы можем судить по информации из открытых источников, площадки, предложенные инвесторами, находятся в разной степени инвестиционной готовности. Ряд участков не предназначен для осуществления торговли. В отношении таких территорий потребуются перевод земли в другую категорию или изменение вида разрешенного использования. Эти процедуры занимают в среднем от 1 до 3 месяцев. Для начала осуществления строительства требуется разработка проектной документации, получение разрешений на строительство в случае возведения объектов капитального строительства. Вновь построенные объекты должны отвечать и иным требованиям действующего законодательства для осуществления деятельности, в частности по аспектам пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической безопасности и иным. И выполнение всех необходимых требований занимает несколько месяцев.
Собеседница N добавила, что инвестпроекты, которые являются значимыми с точки зрения экономики муниципального образования не только для самих инвесторов, но и для города, могут быть реализованы в форме государственно-частного партнерства. В такой форме взаимодействия инвестор и публичный партнер объединяют ресурсы и распределяют риски, что, безусловно, обеспечивает проекту большую стабильность, ускоряет его реализацию и обеспечивает поддержку инвестору.