Ростовские АТП недополучают около 900 млн рублей в год
Открытое письмо транспортных предприятий, обеспечивающих пассажирские перевозки в Ростове, губернатору Ростовской области Василию Голубеву.
Уважаемый Василий Юрьевич!
В настоящее время многие транспортные предприятия Ростова оказались в критической финансовой ситуации из-за недофинансирования со стороны регионального бюджета в рамках компенсаций за перевозку льготных категорий пассажиров. Это ведет к отсутствию у нас возможности вовремя закупать необходимые товары и услуги. К таковым относятся запасные части, ГСМ и др. Также большие затраты перевозчиков связаны с выплатой налогов и заработных плат. Кроме того, большинство новых автобусов приобретаются транспортными предприятиями в лизинг. Невозможность своевременно вносить лизинговые платежи может привести к изъятию из ростовских автопарков новых транспортных средств. При этом сложная финансовая ситуация, в которой оказались перевозчики, не была учтена в период пандемии, которая дополнительно усложнила ее из-за падения пассажиропотока. Никакой поддержки, помимо субсидий на выплату заработной платы, которую получали предприятия всех отраслей экономики, транспортные предприятия не получили.
В этом письме мы изложим основные причины сложившейся ситуации и свои предложения по выходу из нее.
Транспортные предприятия предоставляют льготы на проезд нескольким категориям граждан. Часть из них входит в федеральный регистр. Это, в частности, инвалиды, ветераны боевых действий, граждане, пострадавшие от радиационного воздействия и др. В соответствии с постановлением правительства Ростовской области № 232 от 15 декабря 2011 года федеральные льготники для проезда в общественном транспорте используют единый социальный проездной билет (ЕСПБ). Приобретают его в организациях, которые занимаются выплатой пенсий. Стоимость билета составляет 276 рублей, срок его действия — один месяц.
Обращаем ваше внимание на то, что цена ЕСПБ соответствует сумме оплаты примерно 12 поездок на городском общественном транспорте в Ростове-на-Дону. Однако исследование пассажиропотока, проведенное в городе осенью прошлого года, показало, что в среднем на каждый ЕСПБ приходится около 136 поездок, то есть, в 11 раз больше, чем предусматривает стоимость билета.
Компенсации за перевозку федеральных льготников выплачиваются транспортными предприятиями из средств, вырученных от продажи ЕСПБ. В 2019 году в Ростове было продано более 137 тыс. единых проездных билетов. Таким образом, полный объем возмещений, полученных перевозчиками по этой категории пассажиров, составил 37,8 млн рублей. При этом исходя из тарифов на пассажирские перевозки фактический объем услуг, оказанных федеральным льготникам, превысил 373 млн рублей. Недофинансирование транспортной сферы — около 350 млн рублей.
Необходимо также отметить, что перевозчикам достаточно часто приходится сталкиваться с подделкой ЕСПБ и использованием просроченных проездных документов. Это влечет за собой дополнительный рост выпадающих расходов.
Ряд категорий пассажиров относится к региональным льготникам. К ним относятся ветераны труда, ветераны труда Ростовской области, труженики тыла, реабилитированные лица. Свое право льготного проезда в пассажирском транспорте Ростова-на-Дону они подтверждают единым проездным талоном (ЕПТ). Между тем в Ростове с 1 ноября 2018 года реализуется пилотный проект по учету поездок региональных льготников с использованием электронной социальной проездной карты (распоряжение правительства Ростовской области № 304 от 13 июня 2018 года «О пилотном проекте по внедрению электронной системы» учета проезда отдельных категорий граждан в г. Ростове-на-Дону). Уточнение данных о поездках позволило увеличить сумму возмещения расходов перевозчиков в среднем на 5 млн рублей в месяц. Необходимо отметить, что распоряжение № 304 предусматривает выплату компенсаций перевозчикам только за поездки региональных льготников с использованием социальной проездной карты — возмещение расходов по ЕПТ больше не предусмотрено. Однако на данный момент доля таких поездок — менее 50%. В общей сложности в настоящее время ЕПТ используют для проезда в городском транспорте регионального центра около 140 тыс. человек.
Кроме того, на данный момент бюджет Ростовской области возмещает затраты транспортных предприятий на перевозку региональных льготников не по месту фактического оказания услуги, а по месту регистрации пассажира. При этом, согласно данным обследования пассажиропотока за 2019 год, в Ростове более половины (51,1%) поездок с использованием ЕПТ совершили жители области, не проживающие в региональном центре. В общей сложности таких поездок было более 1,9 млн. Компенсации за них были направлены в другие муниципалитеты.
По перечисленным причинам общая сумма выпадающих доходов ростовских перевозчиков из-за перевозок региональных льготников составляет более 523 млн рублей в год.
Обращаем ваше внимание на то, что ст. 790 ГК РФ устанавливает обязанность федерального или регионального бюджета компенсировать транспортным организациям расходы, понесенные в связи с перевозкой пассажиров или грузов, если для них установлены те или иные льготы. Таким образом, сложившаяся ситуация противоречит российскому законодательству.
Вышеизложенные факторы носят системный характер. Действующая система учета количества льготных перевозок неэффективна.
Уважаемый Василий Юрьевич!
Мы вынуждены обратиться к Вам с этим открытым письмом, поскольку наши неоднократные обращения в министерство труда и социального развития и министерство транспорта Ростовской области не вызвали никаких конкретных действий со стороны региональных органов власти.
Просим Вас оказать содействие в расширении системы электронного учета количества поездок на все категории льготников. Также, на наш взгляд, необходимо оперативное внесение изменений в региональную нормативно-правовую базу. Сумма компенсаций за перевозку льготников, которые получают перевозчики, должна соответствовать фактическому объему работ. Это единственная возможность избежать недофинансирования транспортной отрасли Ростова и защитить транспортные предприятия от банкротства.