Ростов пережил учебный коллапс
Итогом двухнедельных антитеррористических учений в Ростове стали убытки транспортных компаний и стресс горожан, оказавшихся невольными участниками операций силовиков из России, Украины и Казахстана.
С 20 августа по 4 сентября в Ростове прошли совместные антитеррористические учения правоохранительных органов и спецслужб России, Украины и Казахстана. В качестве объектов для отработки навыков были выбраны общественный транспорт и места массового скопления людей, включая аэропорт и железнодорожный вокзал. В сообщении УФСБ по Ростовской области, распространенном 21 августа, утверждалось, что «учение не повлияет на режим работы и функционирование городских служб, организаций, предприятий и учреждений, передвижения общественного транспорта в г. Ростове-на-Дону», но на практике все сложилось с точностью до наоборот.
Активная фаза международных антитеррористических учений продолжалась в Ростове с 20 по 30 августа. В анонсирующих сообщениях, распространявшихся ГУ МВД и УФСБ по Ростовской области через СМИ, не указывались конкретные объекты, выбранные для проведения операций. Они назывались постфактум, за исключением релиза с предупреждением о том, что на футбольный матч на стадионе «Олимп-2» 25 августа можно попасть только при предъявлении паспорта.
Источник: ГУ МВД по Ростовской области, наблюдения корреспондентов N.
Из сообщения ГУМВД от 29 августа следует, что операции проводились в числе прочих объектов на территории авиа- и ж.-д. вокзалов, а также в Театре им. М. Горького. Въезд на территорию вокзалов в течение нескольких дней был закрыт, проезд вблизи — сильно затруднен. 28 и 29 августа на проспектах Ворошиловском, Буденновском, Шолохова и Нагибина, а также улицах Красноармейской и Б. Садовой до позднего вечера стояли многокилометровые пробки. Сотрудников ГИБДД, работающих над улучшением ситуации, не наблюдалось.
— 29 августа наш автобус простоял больше часа на пересечении Буденновского и Садовой, — отмечает гендиректор ООО «Ренат-транс» Яков Мехтиев.
Начальник отделения пропаганды УГИБДД Галина Давыдова сообщила N, что сотрудники инспекции все дни «работали в штатном режиме, а пробки, скорее всего, были связаны не с учениями спецслужб, а с непогодой и тем, что многие горожане в одночасье вернулись из отпусков».
В ростовской мэрии неофициально пояснили, что организаторы учений не сверяли с городской администрацией план действий, «так как это секретная информация». Источник N в правительстве Ростовской области подчеркнул, что «официальных распоряжений о перекрытии каких-либо ростовских улиц накануне и в период учений не поступало». Эта версия идет вразрез с официальными данными из релиза ГУ МВД от 29 августа. «Во время учений жителям Ростова приходится терпеть некоторые неудобства: перекрывались дороги, из-за чего образовывался затор машин, несколько раз приходилось эвакуировать пассажиров с железнодорожного и авиавокзалов, что, конечно, вызывало недовольство горожан», — говорится в сообщении.
Корреспонденты N также стали очевидцами того, как сначала для автомобилей, а затем и пешеходов была перекрыта, например, ул. Малюгиной у ипподрома, что вызвало сильные заторы на прилегающих улицах.
Депутат Госдумы от Ростовской области Михаил Емельянов на себе ощутил неудобства, связанные с проведением учений. По его мнению, ограничения, с которыми столкнулись на прошлой неделе горожане, должны регламентироваться законами о чрезвычайном или военном положениях. Никакого ЧП никто не вводил.
— В день моего прилета в Ростов аэропорт был оцеплен и встречающая машина не могла подойти к зданию аэровокзала. Тащил чемодан от депутатского зала до пр. Шолохова, — рассказывает он.
Г-н Емельянов отмечает, что многие действия силовиков во время учений выглядели весьма странно:
— Даже когда по России гонялись за бандами Басаева, никто вокзалы не оцеплял и поголовный пропускной режим не вводил. С террористами-одиночками такими мерами не борются, их выявляют другими методами. На мой взгляд, происшедшее было очень похоже на отработку действий силовых структур на случай массовых народных волнений. Но если это так, тогда нужно было открыто объяснять цели происходящего.
Помимо учебной эвакуации и перекрытия дорог операции предполагали многократный паспортный контроль и досмотр на железнодорожном и авиавокзале, а также поблизости от других объектов, где тренировались силовики. На вопрос N о том, были ли опоздавшие на поезд или авиарейс пассажиры, представители ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» Александр Серов и ОАО «РЖД» Людмила Бондарь ответили отрицательно. При этом источник N на ж.-д. вокзале, попросивший об анонимности, рассказал, что случаи опоздания имели место, в частности 24 августа на поезд № 224 «Ростов — Симферополь».
В аппарате Уполномоченного по правам человека N заявили, что не располагают «какими-либо официальными сведениями о нарушениях прав граждан в период проведения учений» и «в период с 20 по 31 августа обращений граждан, связанных с проведением в Ростове-на-Дону учений спецслужб, не поступало».
Между тем о понесенном ущербе открыто говорят ростовские предприниматели, в частности представители автотранспортных компаний. Директор АТП-5 Магомед Дарсигов сообщил N, что с первого дня учений водители его компании каждый день выполняют минимум на 50%, а то и на 70% меньше рейсов. С ним согласен гендиректор ООО ГК «Ренат-транс».
— Выручка сократилась в 2 раза, 29-го числа наш транспорт выполнял 3–4 рейса вместо положенных восьми, — говорит Яков Мехтиев. — Только за этот день мы потеряли 650 тысяч рублей! И эти деньги нам никто не вернет. Я понимаю, что учения нужны, но считаю, что отсутствие оповещения населения, от которого мы пострадали, — признак непрофессионализма.