Ретейлеры меж двух огней
Торговые сети связывают повышение цен с давлением производителей и паникой потребителей
Из-за роста цен местные супермаркеты «Солнечный круг» уже потеряли 7–8% покупателей. Представители торговых сетей подчеркнули, что у них есть предельная планка повышения цен, они находятся под контролем УФАС, а постоянные скачки стоимости продуктов влияют на них скорее негативно. Ретейлеры сослались на производителей, которые мотивируют почти ежемесячное увеличение стоимости ростом издержек и сужением конкурентного поля.
Глава областного департамента потребительского рынка Андрей Иванов сообщил, что рост цены на гречку более чем на 30% связан скорее с ажиотажным спросом, нежели с дефицитом.
— Цена на гречку будет расти до тех пор, пока потребитель будет расхватывать ее. В среднем россиянин съедает 3,5 кг этой крупы в год, сегодня жители региона скупили трехмесячный запас гречки. Вымылись самые дешевые сорта крупы, остались самые дорогие. Для людей она почему-то стала индикатором благосостояния, — удивляется глава департамента потребительского рынка Ростовской области Андрей Иванов в ходе дискуссии о повышении цен, организованной на прошлой неделе в медиацентре «МедиаС». — Достаточно сложно обуздать этот спрос. Если в 2010 г. действительно погибла значительная часть урожая гречихи и цена с 28 рублей взлетела до 108 рублей, то сегодня объективных причин для повышения нет. УФАС пришло к заключению, что сговора между игроками нет.
— Мы работаем с 4 алтайскими элеваторами, они без письменных объяснений повысили цены. Да, на Алтае был режим ЧС, но насколько это повлияло на урожай, неизвестно, — говорит Юрий Бондарев, директор ООО «ПТО “Основа”».
— Если цены повышаются более чем на 5%, информация сразу поступает в ФАС, — говорит замруководителя Южного филиала Х5 Retail Group Алексей Полянский. — Никакого сговора между ретейлерами нет, это высококонкурентный бизнес, все в рамках инфляции.
Гендиректор сети «Солнечный круг» Александр Кириенко сообщил, что из-за повышения цен за последнее время они потеряли 7–8% покупателей, а инструментов влияния на ценообразование не так много.
— На 26% с начала осени подорожали сыры Семикаракорского завода, что объясняется ростом производственных издержек в условиях снижения объемов переработки молока, — говорит г-н Кириенко. — Другие сыропроизводители повысили цену после введения запрета на ввоз продукции в Россию 8 белорусских компаний. Таганрогская птицефабрика повысила цены на яйца на 33%, Аксайская — на 21%. Мотивируют это увеличением закупочных цен на корма, биодобавки и ветпрепараты. До 38% повысились цены на продукты «Золотого колоса». Птица, подорожавшая с начала осени на 30–40%, уже подешевела на 20%. Продукция «Юга Руси» увеличилась в цене на 7%.
Максимальная наценка в «Солнечном круге» составляет не более 20%, подчеркнул г-н Кириенко.
Гендиректор компании «Агротехник», занимающейся оптовой торговлей машинами и оборудованием для сельского хозяйства, выращиванием зерновых, Вадим Бандурин заметил, что сельхозпродукты продолжат дорожать, потому что техника, корма и семена закупаются преимущественно за рубежом:
— А мы все знаем, как обстоят дела с курсом валют.