Решать проблемы по-деловому
В Ростове прошел первый форум «Дельфины бизнеса», его участники обсудили вопросы развития социального предпринимательства в Ростовской области, меры его поддержки.
Максим Папушенко (в центре): «В Ростовской области сейчас около 500 предпринимателей, которые развивают проекты в сфере социального предпринимательства. Они выстраивают принципиально новые отношения и внутри коллективов, и с внешней средой». Фото Михаила Мальцева.
Форум проводился по инициативе министерства экономического развития Ростовской области. В нем участвовали предприниматели, представители власти, инвесторы, некоммерческие организации, общественные деятели. Программа включала панельные дискуссии, выступление федеральных экспертов, форсайт-сессию, мастер-классы, выставку товаров и услуг социального бизнеса и демонстрацию успешных практик.
Социальное предпринимательство — это способ решения социальных проблем бизнес-методами. Эта концепция позволяет, к примеру, помогать людям с ограниченными возможностями, обеспечивая их работой или организуя сбыт произведенной ими продукции. Бизнес может быть социальным, если коммерческие механизмы позволяют по-новому преодолевать образовательные или экологические проблемы, заниматься защитой животных и многое другое.
— В Ростовской области сейчас около 500 предпринимателей, которые развивают проекты в сфере социального предпринимательства. Они строят бизнес, основанный на человеческих ценностях, выстраивают принципиально новые отношения и внутри коллективов, и с внешней средой. Надеемся, что после форума желающих заняться социальным предпринимательством станет больше, — заявил министр экономического развития области Максим Папушенко.
Он рассказал, что региональное законодательство предусматривает ряд мер для развития социального предпринимательства:
— Государство оказывало и оказывает такому бизнесу имущественную, образовательную, консультационную поддержку. Это льготные ставки по микрокредитам на развитие бизнеса, льготные условия взаимодействия с Гарантийным фондом. Центры «Мой бизнес» или «Точка кипения» создавались по инициативе губернатора в том числе для того, чтобы предприниматели могли бесплатно пользоваться всеми услугами, проводить здесь встречи, деловые мероприятия.
Координатор форума Ирина Гусева, гендиректор ростовской сети стоматологических клиник «Бобренок», рассказала, что по его итогам будут выработаны предложения для министерства экономического развития области по дополнительным мерам поддержки социальных предпринимателей:
— Любая помощь для этого вида предпринимателей — льготная аренда муниципального имущества, бесплатные консультации — является существенной поддержкой.
По словам Ирины Гусевой, наиболее развитым сектором социального предпринимательства в области можно считать деятельность, связанную с детством:
— Еще несколько лет назад было очень трудно устроить ребенка в муниципальный детский сад, поэтому начали создаваться частные детские сады. Потом, когда проблема стала менее острой, этот бизнес перешел в разряд обычного. Но часть таких садов, к примеру нацеленных на поддержание здоровья детей, их медицинскую реабилитацию, по-прежнему можно считать социальным бизнесом. Второй по распространенности сектор связан с медициной и реабилитацией. Набирают вес экологические компании.
В рамках форума состоялось награждение победителей регионального этапа конкурса «Лучший социальный проект года» в десяти номинациях.
Один из победителей конкурса
— Светлана Шаховая рассказала о своем бизнесе:
— Я живу в поселке Каменоломни, мы владельцы мастерской подарков «Дари добро». Это небольшой магазин и производство. В нашей семье серьезно болен ребенок. И бизнесом мы занялись потому, что было необходимо выживать, но сейчас это дело стало любимым. К тому же оно позволяет одному из родителей постоянно находиться с ребенком: один в магазине — второй дома. Мы наносим изображения на различные материалы — есть собственные разработки специального покрытия по дереву. Каждый подарок индивидуален.
По словам Светланы Шаховой, сейчас они не только обеспечивают работой свою семью, но и выступают работодателями для нескольких мастеров-инвалидов:
— Наши дизайнеры, работающие на удаленке, — колясочники. Помогать легче, чем кажется. Продавая какие-то изделия, мы информируем покупателей о том, что средства от продажи пойдут в помощь конкретной семье или определенному благотворительному фонду.
Член координационного совета по социальной рекламе и коммуникациям Общественной палаты Москвы Владимир Вайнер, проводя мастер-класс о маркетинге в социальном предпринимательстве, напомнил, что в мире уже давно социальные предприниматели зарабатывают не меньше обычных, хотя максимализация прибыли не основная их цель. Один из его кейсов был связан с распространением в Москве многоразовых сумок для покупок — авосек.
— Проект появился, когда один человек узнал, как живут незрячие люди, которые в советское время плели эти авоськи, ставшие потом никому не нужными. И он решил применить свои бизнес-компетенции для того, чтобы такие сумки продавались и приносили доход тем, кто их создает, — рассказал г-н Вайнер.
По его словам, сейчас несколько десятков семей плетут авоськи, вместе с дизайнером их окрашивают в актуальные цвета. Дизайнер Денис Симачев снабдил их модными ручками, и теперь несколько торговых точек в Москве гарантируют 20 семьям доход от продажи таких авосек в пределах 20 тысяч рублей.
— Социальное предпринимательство завязано на солидарной идее: мне нравится то, что вы делаете или хотите сделать, и я присоединяюсь к вам для того, чтобы вы могли это делать. Именно так создается сейчас много социальных проектов, — поделился Владимир Вайнер.