Провайдера не признали монополистом
Арбитражный суд Северо-Кавказского федерального округа отказался поддержать требования ростовского Управления Федеральной антимонопольной службы к ОАО «Ростелеком».
Претензии к «Ростелекому» возникли у ФАС в начале прошлого года. Их причиной стала жалоба одного из пользователей, который обратился в ростовское УФАС с заявлением о том, что оператор предоставляет различную скорость интернет-доступа на новом тарифном плане абонентам из разных населенных пунктов Ростовской области. Также в крупных городах у пользователей сети «Ростелекома» была возможность снизить величину абонентской платы в рамках того же тарифа с 349 до 199 рублей в месяц. На сельскую местность, где зачастую «Ростелеком» является единственным оператором проводного широкополосного интернет-доступа (ШПД), акция не распространялась. На этом основании УФАС признало провайдера монополистом, злоупотребляющим своим положением, и оштрафовало его на 1,3 млн рублей. Попытка компании оспорить решение службы в ростовском арбитраже не увенчалась успехом, однако Арбитражный суд СКФО занял сторону «Ростелекома». Провайдеру удалось доказать, что рынок ШПД Ростовской области может считаться конкурентным, а доля «Ростелекома» на нем меньше 35%, установленных антимонопольным законодательством в качестве признака монопольного положения. Кроме того, оператор ссылался на обоснованность различий в тарифах для территорий, на которых интернет-сети уже построены, и тех, где ведется строительство, требующее вложений. В результате кассация отменила все постановления первой инстанции и вернула дело на пересмотр в Ростов. По данным ФАС, в настоящее время 85% рынка ШПД Ростовской области контролируют пять операторов: ОАО «Ростелеком», ОАО «Мобильные ТелеСистемы» («МТС»), ОАО «МегаФон» (через «Синтерру»), ОАО «ВымпелКом» (бренды «Билайн» и «Билайн Бизнес»), ЗАО «Электро-ком» (принадлежит ТТК-Кавказ). Доля «Ростелекома» составляет около 24,35%. Несмотря на наличие доминирующей группы игроков, рынок остается конкурентным, решил арбитраж СКФО.
Представитель южного региона «ВымпелКома» (работает в Ростове и Батайске, по собственным данным, контролирует около 30% донского рынка ШПД) заявил N, что обычно оператор проводит маркетинговые акции одновременно во всех городах своего присутствия в том или ином регионе и на одних и тех же условиях. При этом стоимость ШПД не привязывается к расходам на строительство сети — напротив, на начальных этапах своей работы в новом районе провайдер предоставляет сниженные расценки для привлечения абонентов. Тем не менее рынок ШПД Ростовской области собеседник N назвал высококонкурентным, в том числе ввиду регулярного проведения его участниками акций, предоставляющих скидки.