Преследование, проверки и действия властей
Общая доля этих жалоб в адрес областного бизнес-омбудсмена выросла до 47% в прошлом году.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области Олег Дереза (на фото) опубликовал доклад о деятельности в 2018 году. Общее число обращений немного уменьшилось с 236 в 2017-м до 226 в прошлом году. Среди жалоб в адрес бизнес-омбудсмена, как и год назад, лидируют проблемы уголовного преследования, проверки бизнеса, неправомерные действия (или бездействие) органов власти.
За прошлый год в адрес бизнес-омбудсмена поступило 226 обращений, это чуть меньше показателя 2017 года (236). В прошлом году наибольшее число жалоб — 18% — были связаны со сферой уголовного преследования предпринимателей (15% в 2017-м). На втором месте — 15,4% — жалобы, связанные с проверками контрольно-надзорных органов (11% годом ранее), 14% прошлогодних обращений — жалобы на действия или бездействие органов власти.
В пятерку наиболее частых обращений также вошли земельно-имущественные споры (13,2%) и градостроительная деятельность (9,9% в 2017-м). 10% жалоб — споры хозяйствующих субъектов.
В 20% случаев по итогам рассмотрения права заявителей были полностью или частично восстановлены. Больше половины жалоб — 57% — поступило от ростовских предпринимателей.
В разделе, посвященном проверкам бизнеса, отмечено, что, хотя в Ростовской области отмечается сокращение количества проверок в отношении предпринимателей, в том числе внеплановых, на деле выясняется, что они начали маскироваться под рейды, аналитические наблюдения и другие формы, в результате которых также возбуждаются дела об административных нарушениях.
Мусорная реформа стартовала 1 января 2019 года, но в адрес бизнес-омбудсмена систематически с декабря 2018 года поступают обращения предпринимателей по вопросу повышения размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). В докладе сравниваются правила ценообразования этой услуги для бизнеса в разных регионах, и подчас они не в пользу Ростовской области. К примеру, в соответствии с постановлением регионального Министерства ЖКХ «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области» для предприятий торговли норматив накопления ТКО определен из расчета 1 кв. м общей площади объекта. Эта расчетная единица аналогична закрепленной в приказе Минстроя и ЖКХ РФ. «Анализ правовых актов иных субъектов РФ (Московская область, Краснодарский край) позволил установить, что расчетная единица для предприятий торговли исчисляется как 1 кв. м торговой, а не общей площади объекта. Относительно автозаправочных станций в Краснодарском крае норматив накопления мусора установлен 0,36 м3 в год, в Московской области — 0,26 м3, а в Ростовской области — 14,5 м3 (для г. Ростова-на-Дону), 14 м3 (для городских округов и поселений с численностью населения от 50 тыс. чел.), 4,70 м3 (для населенных пунктов с численностью населения менее 50 тыс. чел.)», — отмечено в докладе. Бизнес-омбудсмен предлагает усилить работу по контролю над ростом тарифов естественных монополий. «Для решения этой проблемы представляется необходимым провести аудит тарифообразования в Ростовской области: цены должны формироваться не по фактическим затратам, а исходя из уровня эффективности и их обоснованности; изменить подходы к планированию инвестиционной деятельности естественных монополий. Опыт пилотных проектов по анализу экономических параметров функционирования регулируемых отраслей в Республике Карелии и Ульяновской области подтвердил возможность снижения тарифов. Так, в Карелии в 2018 году тарифы на электроэнергию снизились в среднем с 9,86 рубля/кВт•ч до 5,47 рубля/кВт•ч, а в Ульяновской области на 2019 год снижена сбытовая надбавка на электроэнергию на 46%, исключены экономически необоснованные затраты гарантирующего поставщика электроэнергии на сумму 783,3 млн рублей, из тарифов на тепловую энергию исключены необоснованные расходы в размере 1,3 млрд рублей», — заявлено в докладе.