«Поддержку в виде субсидий окажем начинающим»
Эффективная работа муниципалитета по сопровождению инвестпроектов, по мнению директора Департамента экономики администрации Ростова Светланы Камбуловой, позволила увеличить объем инвестиций в городе на 7,7% в 2016 г. — до 95,5 млрд рублей. Приоритетом в системе прямой финансовой поддержки малого бизнеса становится помощь начинающим предпринимателям.
Директор Департамента экономики администрации Ростова Светлана Камбулова В 2017 году городские власти не уменьшат свою долю средств, выделяемых для программ поддержки бизнеса. Из пяти прежних направлений предоставления бюджетных субсидий осталось одно. Начинающие предприниматели могут получить от муниципалитета до 300 тысяч рублей для развития своего дела. В ближайшее время Департамент экономики совместно с отельерами планирует завершить все этапы подготовки к приему гостей города в рамках чемпионата мира по футболу. Бюджетными субсидиями для подготовки гостиниц к работе в режиме ЧМ-2018 воспользовались лишь два отеля. Но многие еще не заключили необходимых соглашений с уполномоченной ФИФА организацией Match Accоmmodation, взвешивая потенциальные риски и краткосрочную выгоду. Муниципалитет убеждает их не отказываться от участия в таком важном событии.
N: — Вы уже заявляли о росте инвестиций в городе в 2016 году на 7,7%. Как вы оцениваете роль муниципалитета в достижении такого результата? С.К.: — Это, прежде всего, сопровождение всех инвестиционных проектов, с которыми инвесторы обращаются в администрацию. В основном это организационные мероприятия по реализации проектов и информационная поддержка на всех стадиях.
По нашим оперативным данным, на инвестиции в 2016 году городские предприятия и организации направили 95,5 млрд рублей. Примерно 15% этой суммы — средства, вложенные в проекты, одобренные городским советом по инвестициям, включенные в ростовский перечень инвестпроектов. Сегодня в состав совета по инвестициям входят руководители отраслевых органов администрации, представители бизнес-объединений, крупных предприятий, ресурсоснабжающих организаций. При реализации проектов почти всегда возникают спорные смежные вопросы, на границе компетенции нескольких органов власти. Их публичное обсуждение на заседаниях совета — это важный рычаг привлечения внимания к проблемам. Результат таких обсуждений может быть как универсальным, так и точечным. К примеру, в августе 2016 года депутаты городской Думы по нашим предложениям сократили сроки ряда разрешительных процедур со стороны департаментов имущественно-земельных отношений и архитектуры для инвестпроектов с объемом капвложений от 10 млн рублей. В другом случае при завершении одного из крупнейших городских инвестпроектов прошлого года — строительства нового гипермаркета «Лента» — возник ряд проблем, связанных с транспортом и соседними участками. Каждое из ведомств вроде бы выполняло свою часть работы, но, только объединившись в рамках совета по инвестициям, удалось наметить алгоритм совместных действий. Администрации района и города оперативно решили вопросы в рамках своих полномочий, и проект был успешно завершен.
N: — Второй пример иллюстрирует скорее ручное управление. С.К.: — Я не люблю это словосочетание. Мы сопровождаем проекты, даем консультации, подсказываем. Разъяснительная работа очень важна для муниципалитета.
В прошлом году мы столкнулись с проблемой, которая связана и с инвестициями, и с инновациями. Многие предприятия вкладывают средства в такие проекты, но неправильно отчитываются. Совместно с Ростовстатом мы провели ряд семинаров-совещаний, на которых разъясняли, как заполнить форму для отчета, чтобы правильно показать, что понесенные затраты отнесены к инвестициям. В итоге, в том числе благодаря правильно отчетности, мы видим рост инвестиций.
В 2016 году заработал обновленный портал Ростовбизнес.рф. Мы постарались сделать его максимально удобным и наполненным информацией. Этот сайт занял в прошлом году 3-е место в РФ как один из лучших интернет-ресурсов органов власти для бизнеса.
N: — Что изменится в предоставлении муниципальной поддержки малому бизнесу в этом году? С.К.: — Во-первых, изменились принципы оказания поддержки на федеральном уровне, а львиную часть средств, предоставляемых на прямую финансовую поддержку малого бизнеса, мы получали из областного и федерального бюджетов. В этом году Федерация сделала акцент на поддержке объектов инфраструктуры, потому что они, в свою очередь, оказывают помощь неограниченному кругу лиц. У нас это муниципальный фонд поддержки предпринимательства, который предоставляет микрозаймы. Мы ищем новые варианты его развития, в том числе через «МСП Банк» и другие объекты федерального уровня. Продолжает работу коворкинг «Новый Ростов», где можно получить консультации, пройти школу молодого предпринимателя, поучаствовать в семинарах.
Объем средств из городского бюджета на поддержку не уменьшился. Но в 2017 году мы пересмотрели наши приоритеты. Раньше у нас было 5 муниципальных субсидий — частным детским садам, начинающим предпринимателям, субсидии по лизинговым платежам, на возмещение затрат на приобретение основных средств. В этом году прямая поддержка в виде субсидий будет оказана только начинающим предпринимателям, с даты регистрации которых прошло не более 12 месяцев. Они могут рассчитывать на субсидию в размере 80% понесенных затрат, но не более 300 тысяч рублей на один хозяйствующий субъект. На сегодняшний день на эти цели город готов направить 24 млн рублей — это не меньше, чем в прошлом году.
Если говорить об эффективности муниципальной поддержки, то в 2015 году на 1 рубль прямой финансовой поддержки в бюджет поступило более 3 рублей в виде налогов. По прошлому году — у меня пока предварительные данные — эффект чуть меньше: на 1 полученный рубль — 2,75 рубля налогов, но точнее сможем сказать после получения всех отчетов, в апреле.
N: — Городские власти постоянно уделяют внимание подготовке к чемпионату мира по футболу в 2018 г. Департамент экономики помимо прочего курирует готовность к этому событию городского отельного бизнеса. Какие из требований ФИФА к отельерам оказались наиболее трудновыполнимыми и финансово затратными? С.К.: — Я выделила бы три направления работы. Первое — это проведение классификации гостиниц. В соответствии с федеральным законом все гостиницы в городах, принимающих чемпионат мира, должны быть классифицированы, то есть должны получить звездность. Сегодня в Ростове работают 123 коллективных средства размещения. 114 из них получили свои звезды и находятся в правовом поле. Окончание классификации уже переносилось, последний срок ее завершения истек 1 января 2017 года. Но 9 объектов уведомили Департамент экономики о том, что еще собирают пакет документов для ее проведения. По сегодняшним правилам гостиницы, не прошедшие классификацию, не имеют права работать в рамках ЧМ. На этом этапе заметных затрат от предпринимателей не требуется. За исключением ситуаций, когда они хотят повысить звездность своих отелей.
Вторая задача — в соответствии с законодательством все объекты, в которых одновременно могут разместиться 50 и более человек, должны получить паспорта безопасности. Когда в прошлом году мы начали эту работу, отельеры заявляли, что потребуются дополнительные расходы для установки видеокамер, покупки определенного программного обеспечения и т. д. Мы внесли изменение в постановление администрации города о возмещении затрат на приобретение предпринимателями основных средств, добавив в него такую категорию получателей субсидий, как гостиницы. Это дает возможность компенсировать 50% от фактически понесенных затрат и получить до 600 тысяч рублей. В прошлом году этой возможностью воспользовались лишь две гостиницы. Как выяснилось, затраты оказались не такими большими, чтобы обращаться за субсидией.
В этом году мы совместно с правоохранительными органами будем проводить разъяснительную работу с коллективными средствами размещения. Паспорт безопасности можно сделать самостоятельно, у нас в администрации есть отдел, который занимается вопросами безопасности, там создали шаблон, по которому можно самостоятельно подготовить этот документ.
Третья задача — заключение соглашения нашими отелями о размещении клиентских групп — самих команд, тренерского состава, представителей ФИФА и т. д. — с уполномоченной организацией Match Accоmmodation. В соответствии с требованиями ФИФА нам сообщили о минимальном и максимальном размере номерного фонда, который должен быть предоставлен для клиентских групп. В области 9 гостиниц заключили такое соглашение, 7 из них — ростовские, еще 7 отелей готовятся к подписанию. Но остаются вопросы, которые смущают наших отельеров. Среди них не только согласование стоимости услуг, но и порядок последующей оплаты. Что будет, если места для этих групп не будут заняты в забронированном объеме? Мы обобщили все проблемные вопросы, направили в Минэкономразвития области, ждем реакции от Match Accоmmodation.
Беспокоит то, что отельеры сомневаются, нужно ли им связывать себя рамками такого соглашения. У кого-то прогноз потенциальных рисков превышает краткосрочную выгоду во время чемпионата, которая может быть получена. Но мы убеждаем их не отказываться от участия в таком важном событии. От того, как мы подготовимся принять чемпионат, будет зависеть имидж города. Мы возлагаем надежды на то, что мнение гостей, которые приедут в Ростов, поможет нам в дальнейшем привлекать туристов и гостей из других регионов и стран.
N: — Бизнесменам предстоят огромные расходы по благоустройству перед чемпионатом. У мэрии есть механизмы экономического стимулирования или субсидирования этих работ, как в случае с отельерами? С.К.: — Субсидий нет. Виталий Васильевич (Кушнарев. — N) уже встречался с руководителями Кировского района и обратился к ним с просьбой привести в порядок свою территорию, фасады, вывески. Невозможно все сделать за счет бюджетных средств. Считаю, что каждый собственник или арендатор любого предприятия или объекта торговли, от малого до крупного, должен влиять на внешний вид города и считать своим долгом обеспечивать опрятный вид и благоустройство территории.
N: — Насколько эффективно предприниматели участвуют в предварительной экспертизе нормативно-правовых актов администрации, в так называемой оценке их регулирующего воздействия на бизнес (ОРВ)? С.К.: — Оценка регулирующего воздействия — это инструмент, позволяющий принимать грамотные, взвешенные решения, наиболее приемлемые для предпринимательского сообщества. К сожалению, этот инструмент у нас пока используется не очень эффективно. Постановление о проведении ОРВ нормативно-правовых актов было принято в 2015 году, и тогда многие отраслевые органы администрации активно размещали проекты своих документов для общественного обсуждения. В этом случае органы власти быстро получают экспертную и эмоциональную оценку будущих документов от вузов, самих предпринимателей, их объединений, контролирующих органов. Она важна для того, чтобы корректировать будущие правила на уровне проекта, а не принятого документа. К сожалению, в 2016 году было размещено для обсуждения только 7 проектов.
На недавнем приеме предпринимателей главой администрации, к примеру, был заявитель, который предлагал внести изменения в постановление, регламентирующее нормы выбросов по водоотведению. Соответствующее постановление Департамент ЖКХ уже подготовил, и оно вышло в начале марта, к сожалению, оно не проходило ОРВ, и предприниматели говорят, что его опять нужно корректировать. Проведи мы заранее такую оценку, можно было бы экономить время на внесении очередных изменений. Надеюсь, в будущем мы будем использовать этот инструмент более эффективно.