Пассажирских перевозчиков обещают поддержать деньгами
Транспортным компаниям, выполняющим пассажирские автобусные муниципальные и междугородные перевозки, областные власти могут предложить набор мер финансовой помощи. Ситуация для перевозчиков обострилась из-за резкого роста цен на запчасти, удорожания лизинговых продуктов, топлива и монетизации проезда для региональных льготников. Возможно, компаниям предложат субсидирование лизинговых платежей и возместят часть потерь от монетизации.
Замгубернатора — министр транспорта Ростовской области Владимир Окунев поручил провести комплексный анализ показателей, влияющих на рентабельность пассажирских автобусных маршрутов. По информации регионального минтранса, в зону риска попали более 30 садовых маршрутов, 130 межмуниципальных и около 300 муниципальных маршрутов.
Заместитель председателя Законодательного Собрания области Светлана Мананкина, выступая на круглом столе, посвященном проблемам перевозчиков, обострившимся после монетизации так называемых региональных транспортных льгот, сообщила: за пять последних лет пассажиропоток автобусных перевозок в регионе снизился на 27%. Дизтопливо за этот период стало дороже на 32% (в РФ рост составил 43%). При этом стоимость проезда в автобусах сдерживается: к примеру, тариф на междугородные перевозки вырос за это время в среднем лишь на 9%.
— В ряде территорий его просто невозможно сделать рыночным, потому что люди не смогут пользоваться транспортом из-за высокой стоимости, — отметила Светлана Мананкина.
Замминистра транспорта Дмитрий Беликов заявил, что ведомство готовит пакет мер для финансовой поддержки пассажирских автотранспортных предприятий.
Он подтвердил, что сегодняшние проблемы отрасли связаны с рядом причин: снижением пассажиропотока, последствиями пандемии, ростом цен на топливо, запчасти, подорожанием лизинга, а также стремлением властей сдерживать рост стоимости перевозок. К тому же с мая перевозчики потеряют деньги, которые они получали в качестве компенсации за перевозку региональных льготников. Эта субсидия составляла 1,4 млрд рублей в год.
Как уточнил Дмитрий Беликов, минтранс разработал две формы финансовой поддержки транспортников: это компенсация части лизинговых затрат и возмещение из бюджета доли потерь от монетизации льгот.
— В апреле предприятия еще получат выплату из бюджета за перевозку льготников в марте, но в мае ее уже не будет. У нас очень мало времени, чтобы оперативно решить этот вопрос. Предварительно сумма компенсации может быть в том же размере, в каком выплачивалась ранее субсидия за перевозку льготников. Будем искать компромисс, чтобы не потерять отрасль, — пояснил Дмитрий Беликов.
По его словам, в ближайшее время эти предложения оценят в минфине и обсудят с руководством региона.
Светлана Мананкина напомнила, что с апреля так называемые региональные льготники — 244 тысячи человек из числа ветеранов труда, реабилитированных жертв политических репрессий, тружеников тыла и др. — самостоятельно оплачивают свой проезд, получая для этого ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) в размере 1 тысячи рублей.
Хотя расходы бюджета на ЕДВ намного выше, чем прежняя компенсация стоимости проезда транспортникам — она превышает 3 млрд рублей в год, но пока никто не может спрогнозировать, какую сумму получат транспортные компании. Еще не понятно, какое количество людей воспользуется проездом, сообщила Светлана Мананкина.
По статистике, 70% льготников старше 70 лет, они редко пользуются общественным транспортом и воспринимают ЕДВ, как добавку к пенсии.
Это проиллюстрировал Дмитрий Беликов:
— К примеру, Сальское государственное автотранспортное предприятие получало 1,3 млн рублей в месяц в виде компенсации за перевозку льготников. С начала апреля компания получила 100 тысяч рублей от оплаты поездок, — рассказал замминистра.
Он подчеркнул, что будущие бюджетные субсидии разрабатываются не для поддержки бизнеса, а для сохранения отрасли и маршрутов для всех пассажиров.