О трущобной застройке Ростова
Исследования стоимости недвижимости в Ростове, проведенные нашей компанией, показывают, что уплотнительная застройка делает высотное жилье все менее привлекательным. Нынешние престижные высотки в будущем могут превратить центр города в трущобы. Местные власти упускают последние шансы создать районы класса «люкс» в донской столице.
В Ростове есть место, аналогичное району Эшампле в Барселоне, — окрестности ипподрома. В центре каталонской столицы создали мини-кварталы, по форме напоминающие пчелиные соты, состоящие из домов высотой максимум 17 метров, построенных по красной линии, которая в свою очередь срезана под углом 45 градусов. Инфраструктура находится внутри кварталов, парковочных мест — огромное количество, в основном они расположены под землей. Магистраль Диагональ проходит через весь центр города. Ширина улиц — до 30 метров, но пробок нет. Это элитный район. В Ростове, на мой взгляд, упускается возможность сделать из района ипподрома конфетку, предусмотрев план подобной застройки. Сейчас там возводят «свечки», которые сначала на пр. Кировском создадут транспортный коллапс, а затем станут трущобами. Пока считается престижным жить в центре города, а безлошадные студенты и частные инвесторы, покупающие «однушки» на котловане, не акцентируют внимание на пробках. Иное дело — конечные пользователи: имеющие 1–2 машины семьи, которые не хотят платить за экономкласс как за элитное жилье.
Менталитет людей постепенно меняется, и это видно по изменению структуры спроса. Возьмем даже не коттеджные поселки, а дачные товарищества. Там, где ширина улиц составляет 5 метров и больше, вырастает стоимость земли. Раньше люди стремились самозахватом увеличить площадь своего участка, а теперь, чтобы продать дом с минимальным торгом, выгодно поставить забор чуть вглубь участка.
Цены на квартиры зависят от транспортной доступности, которая подразумевает возможность оставить автомобиль на ночь в безопасности. В некоторых районах Ростова машину уже физически негде поставить. Например, в районе ул. Извилистой настолько плотная застройка, что даже днем там трудно припарковаться. Проехать через этот микрорайон на ул. Каширскую можно только в одном месте, которое надо знать. В результате уже сегодня 3-комнатная квартира там зачастую стоит на 100 тыс. руб. дешевле аналогичной квартиры в доме, расположенном через дорогу, севернее ул. 2-й Краснодарской.
Конечно, пока существует неудовлетворенный спрос, дешевое жилье хватают любое, несмотря на качество жизни в этих районах. Тем не менее мы заметили, что чем выше плотность застройки многоквартирных домов, тем дороже участки в соседних частном секторе или дачах. Люди обычно привязаны к району из-за школы, в которую ходит ребенок.
Многие ростовчане уже переселились за город, в коттеджные поселки, расположенные в радиусе 35 км от точек начала пробок.
Активные хотят работать в городе, а жить за городом, поэтому выбирают направления ближе к въезду в город, к работе: Западный — Приозерье, Северный — Щепкин. В Ростов же есть всего несколько въездов. Раньше интересно было и с. Самарское, но после введения ограничения движения по Ворошиловскому мосту и бума кредитного автотранспорта привлекательность данного направления резко снизилась. Другие направления также проблемны из-за отсутствия магистралей в городе и рядом.
Если будут расширены подъездные пути к Ростову, то экологическая и транспортная обстановка в городе станет лучше, стабилизируются цены на недвижимость. А загородное жилье начнет набирать популярность.
Роман Бабенко, гендиректор оценочной компании НПО «ЛЭИ»