«Наибольший рост отчислений — в добывающей отрасли»
Как заявил Андрей Мосиенко, и. о. руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области, несмотря на изменения в законодательстве и то, что в последнее время многие крупнейшие налогоплательщики региона переведены на федеральный учет, доходы консолидированного бюджета области выросли на 3,4% и составили 99,8 млрд рублей.
По данным налоговой службы, уменьшение количества зарегистрированных компаний в регионе с 82 до 78 тысяч, отмеченное в 2019 году, связано в основном с очищением от фирм-однодневок и фиктивных компаний. За 9 месяцев налоговики провели на треть меньше выездных проверок и на 6,6% уменьшили размер доначислений по результатам налогового контроля. По прогнозу ведомства, в следующем году в Ростовской области могут выйти из тени до 10 тысяч человек, став плательщиками налога на профессиональный доход.
N: — Какова ситуация с поступлением налогов в области за 9 месяцев этого года?
А.М.: — В Ростовской области в целом за последние пять лет налоговые поступления в реальном выражении выросли в 1,4 раза, опережая рост региональной экономики в отдельные периоды до 10%. Итоги прошедшего периода года в абсолютных цифрах выглядят следующим образом: в январе — сентябре в консолидированный бюджет РФ на территории Ростовской области поступило 159,5 млрд руб., в том числе 85% доходов, или 136,7 млрд рублей, обеспечено плательщиками, администрируемыми налоговой службой области. В сопоставимых условиях по отношению к аналогичному периоду 2018 года рост составил 106,3%.
Почти на 20% выросли поступления по транспортному налогу — как по юридическим, так и по физическим лицам; на 7% увеличились поступления земельного налога от физических лиц; рост поступлений по налогам, относящимся к специальным режимам, составил 10,2%, или 1106,9 млн рублей; на 1856,3 млн рублей выросли поступления НДФЛ. То есть рост продемонстрировали налоги, наименее зависящие от волатильности экономики.
Одним из значительных факторов, повлиявших на динамику налоговых поступлений в текущем году, стало изменение качественного состава организаций, администрируемых налоговыми органами области. В 2018-м и вначале 2019-го мы передали на федеральный уровень учета такие крупные организации, как ОАО «Глория Джинс», ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону», ООО «Газпроммежрегионгаз Ростов-на-Дону», ООО «ГЭС Розница», АО «Донской табак» и т. д. Их доля в поступлениях в федеральный бюджет занимала более 50%. Тем не менее доходы консолидированного бюджета области выросли на 3,4% и составили 99,8 млрд рублей (по администрируемым плательщикам).
На объемы налоговых поступлений в текущем году повлияли и изменения в законодательстве. Причем это влияние было разновекторным. Поясню на примере. Снижение налога на имущество физических лиц с 1,7 млрд рублей до чуть более 1 млрд рублей (почти на 40% обусловлено применением в этом году понижающего коэффициента 0,2 по начислениям налога по кадастровой стоимости, а также льгот и вычетов. И здесь налицо социальный аспект внесенного в законодательство изменения, когда меры поддержки граждан перевесили, скажем так, интересы бюджета. Аналогичный эффект имеет законодательное исключение движимого имущества организаций из объектов налогообложения, направленное на увеличение деловой активности за счет снижения налоговой нагрузки.
N: — Как изменились платежи налога на прибыль в 2019 году? Какова динамика этого показателя и доля прибыльных компаний?
А.М.: — Поступления этого налога — наиболее чувствительного к экономической ситуации — в 2019 году составили 34,9 млрд рублей, из которых в федеральный бюджет перечислено 3,7 млрд рублей. В консолидированный бюджет Ростовской области поступило более 31 млрд руб. Обеспечен рост сбора налога на прибыль по организациям, администрируемым управлением, с 27,5 млрд рублей в 2018 году до 29,3 млрд рублей в текущем.
Число прибыльных к общему числу организаций составило 68,4%. Сумма их прибыли — почти 66 млрд руб.
N: — Какие из отраслей экономики показывают наибольший рост налоговых показателей? В каких сферах наблюдается их снижение? Чем это вызвано?
А.М.: — Наибольшие темпы роста зафиксированы в добывающем секторе. Добыча полезных ископаемых формирует 1,6% поступлений налогов (за 9 месяцев 2018 года — 1,1%). Этой отраслью перечислено в бюджет 2,5 млрд руб. налогов, темп роста — 125,1%. Крупнейшими налогоплательщиками этого сектора являются ШУ «Садкинское», ШУ «Обуховская», АО «Донской Антрацит».
Строительство формирует 6,4% поступлений налогов (за 9 месяцев 2018 года — 4,9%). С начала года компании этой отрасли перечислили в бюджет более 10 млрд руб. налогов, темп роста — 112,6%. Наибольший объем платежей поступил от компаний по строительству и реконструкции автомобильных дорог и аэродромов и других.
Основа донского промышленного производства — обрабатывающие производства, которые формируют более 30% налоговых поступлений.
На долю торговой деятельности приходится 49,2% оборота и 13,3% поступлений налогов. Перечислено в бюджет почти 20,9 млрд руб. налогов.
N: — В последнее время много сообщений о том, что в области закрывается больше юрлиц, чем появляется новых компаний. Насколько это обоснованно? Чем можно объяснить такую динамику?
А.М.: — На 1 ноября Единый государственный реестр юрлиц содержит сведения о 78 117 организациях, зарегистрированных на территории области. Год назад их было 82 165. Есть тенденция к уменьшению количества хозяйствующих субъектов, и происходит это за счет очищения от фирм-однодневок, от фиктивных компаний, не осуществляющих реальной деятельности. В результате целенаправленной работы налоговых органов по обеспечению достоверности сведений госреестра за 9 месяцев этого года из Единого государственного реестра юрлиц исключено 3590 организаций по причине недостоверности сведений об адресе юрлица. Сокращение количества недобросовестных организаций обеспечивает чистоту ЕГРЮЛ и соблюдение законных прав участников гражданского оборота.
На контроле налоговых органов находятся и миграционные процессы юрлиц. Хочу отметить, что в целом процесс миграции организаций для области носит положительный характер и не приводит к потерям в налоговых поступлениях. Напротив, в этом году есть основания говорить о положительной динамике поступлений, сопровождающей приход новых организаций на территории области.
N: — Как можно охарактеризовать контрольную работу УФНС? Какова динамика проверок налогоплательщиков, объем доначислений по их итогам?
А.М.: — За 9 месяцев 2019 года налоговые органы Ростовской области провели 235 выездных налоговых проверок, почти на треть, конкретнее — на 29%, меньше, чем за такой же период 2018-го. За три последних года количество выездных налоговых проверок уменьшилось в два раза.
Могу сказать, что выездным проверкам подвергается немногим более 1 налогоплательщика из 1000. Это в полтора раза ниже показателя 2018 года. Выездная налоговая проверка в настоящее время является крайней мерой реагирования на нарушения законодательства о налогах и сборах в случаях, когда другие формы диалога с налогоплательщиком исчерпаны и не привели к устранению нарушений.
При этом эффективность одной выездной налоговой проверки (сумма доначисленных налогов, пени и штрафы) по сравнению с 2018 годом возросла в полтора раза и составила 13,7 млн руб. (за 9 месяцев 2018-го — 9,1 млн руб.). Общая сумма доначислений по итогам 9 месяцев 2019 года составила 3,1 млрд руб. (за 9 месяцев 2018-го — 3 млрд руб.).
Сумма доначислений в расчете на одну камеральную проверку, выявившую нарушение, составила 22,1 тыс. руб., что выше показателя прошлого года на 10%.
В результате налогового контроля с начала 2019 года доначислено по результатам налоговых проверок 3,9 млрд руб. — на 300 млн руб., или на 6,6%, меньше аналогичного показателя за 9 месяцев 2018 года. При этом поступления по результатам проверок остались на уровне показателя 9 месяцев 2018 г. и составили 3 млрд руб.
Кроме того, в результате контрольно-аналитической работы и побуждения налогоплательщиков к увеличению своих налоговых обязательств дополнительно поступило в бюджет 1,6 млрд руб., что на 32% больше, чем за 9 месяцев 2018 года. Таким образом, смещая акцент в сторону и риск-ориентированного и превентивного налогового контроля, мы добиваемся повышения уровня доверия налогоплательщиков к налоговым органам и усиления ответственности за исполнение гражданами обязанностей налогоплательщика.
N: — Как много спорных ситуаций урегулируется в досудебном порядке?
А.М.: — Ежегодно в областное Управление ФНС поступает более тысячи жалоб налогоплательщиков. Из которых более 70% — это споры, возникающие при налогообложении субъектов предпринимательской деятельности. Однако за счет повышения качества проводимой контрольный работы, информационных кампаний, акций «Дни открытых дверей» в налоговых инспекциях количество поступающих жалоб постепенно снижается.
Если исходить из общей статистики, то сейчас около 45% налоговых споров решается в пользу налогоплательщиков, и чаще всего это происходит после представления документов, ранее не представленных к проверке, а также в связи с заявлением обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность.
N: — В 2020 году Ростовская область войдет в число регионов, которые введут налог на профессиональный доход. Можете ли вы спрогнозировать, основываясь на опыте других регионов, каким может быть число вышедших таким образом «из тени» самозанятых в нашем регионе? Существует ли прогноз по поступлениям от этой группы плательщиков? Каких проблем, связанных с введением этого налога, можно избежать, изучив опыт пилотных территорий?
А.М.: — Вводимая норма не является налогом — это особый налоговый режим, который дает новые возможности для легитимизации доходов граждан, полученных в результате самостоятельной деятельности.
Плательщики этой категории освобождены от представления налоговой отчетности. Доходы облагаются по ставке 4 или 6 процентов и зависят от того, кому оказаны услуги — физическому лицу или компании. В этом режиме нет обязанности платить страховые взносы в пенсионный фонд, а взносы на ОМС уже включены в установленную ставку.
ФНС России создала мобильное приложение «Мой налог», которое позволяет самозанятым легализоваться и платить налоги буквально в один-два клика. Важно, что зарегистрироваться в качестве самозанятого можно в любой момент, не приходя в налоговую службу, имея лишь паспорт и подключение к интернету.
Мониторинг применения налога на профессиональный доход свидетельствует о том, что подавляющее число зарегистрированных налогоплательщиков ранее не уплачивали никаких налогов и других обязательных платежей, работая полностью в теневом секторе экономики.
По данным ФНС России, по состоянию на 31 октября количество зарегистрированных плательщиков налога на профессиональный доход составило около 260 тысяч человек в 4 пилотных регионах — Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан. С учетом востребованности этого налогового режима, а также статистики в других регионах можно прогнозировать, что количество плательщиков этого налога в Ростовской области может превысить 10 тысяч человек.
Учитывая опыт проведения эксперимента в четырех регионах, ФНС отслеживает ситуацию c злоупотреблениями, связанными с введением этого налога. Подчас работодатели подменяют трудовые отношения с сотрудниками на гражданско-правовые, переводя их в статус самозанятых для оптимизации налоговой нагрузки. Поэтому законодательно предусмотрена норма, по которой работодатель не может нанимать в качестве самозанятого работника, с которым находился в трудовых отношениях в течение двух последних лет.
В настоящее время не существует прогнозов или планов по обеспечению собираемости налога на профессиональный доход в бюджет Ростовской области.
N: — Развитие каких электронных сервисов ФНС в 2019 году получило максимальное развитие и популярность среди налогоплательщиков? Появятся ли какие-то новые онлайн-возможности в 2020 году?
А.М.: — Электронные сервисы помогают решить практически любой налоговый вопрос в режиме онлайн. В настоящее время на сайте ФНС России действует более 50 интерактивных сервисов. В 2013 году их было только 35. Онлайн-услуги ФНС становятся персонифицированными и проактивными, то есть строятся вокруг жизненных ситуаций налогоплательщиков. Самым ярким примером и наиболее востребованной стала линейка личных кабинетов для всех категорий налогоплательщиков. Эта технология реализует бесконтактное администрирование всех налогов плательщика в одной точке, и пока ей нет аналогов в мире.
К 20 октября 945 160 жителей области зарегистрировались в «Личном кабинете налогоплательщика физического лица». Доля активных пользователей составила 98,3%. Пользователями «Личного кабинета юридических лиц» являются более 17,5 тысячи организаций области; 66 тысяч ИП — пользователи «Личного кабинета налогоплательщика индивидуального предпринимателя».
Среди потенциально высоко востребованных сервисов нужно назвать и «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки», который позволяет налогоплательщику, применяющему общий режим налогообложения, сравнить свою налоговую нагрузку, даже по отдельным налогам, со средними значениями по отрасли и в разрезе регионов.
В целом ФНС России делает ставку на дистанционные формы работы, которые в конечном итоге приведут к онлайновому транзакционному взаимодействию с плательщиками: в три клика, онлайн, бесшовному взаимодействию.
Хочу подчеркнуть, что не только прорывные технологии, высококачественное сервисное обслуживание налогоплательщиков являются сегодня драйверами развития для налоговой службы. Не менее важной является задача формирования у граждан высокой ответственности за уплату налогов.