Начался поиск мер для борьбы с неучтенными перевозками пассажиров
Транспортники, представители профильных ведомств и эксперты на собрании фракции «Справедливой России» Заксобрания обсудили состояние и перспективы развития пассажирских перевозок в общественном транспорте области. Одной из важнейших была признана проблема существования огромного теневого сектора в отрасли, с активизацией которого, возможно, связано официальное падение на 34% городских пассажирских перевозок в Ростове за два первых месяца 2018 года.
— Мы начали анализировать проблемные вопросы транспортной отрасли области в конце прошлого года. Провели несколько совещаний с участием транспортников, — сообщил руководитель фракции Сергей Косинов.
По его словам, одна из важнейших — проблема теневого сектора пассажирских перевозок.
— Компании с маршрутками чаще всего работают в тени, не уплачивая налогов, непонятно, как проходят технический осмотр, кого выпускают на линию. У них нет соответствующей технической базы. Но сегодня не нужно бороться за отказ от маршрутных такси, надо упорядочить их работу, сделать ее полностью легальной, — полагает депутат.
Николай Хрумалов, начальник управления транспорта Минтранса области, сообщил, что за 2017 год автомобильным транспортом региона было перевезено 284 млн человек, но 4 года назад пассажиров было 305 млн:
— Мы понимаем, что пассажиры уходят с общественного транспорта. Это происходит прежде всего из-за перехода на личный. Чтобы их привлечь обратно, нужно качественно улучшить услугу.
Глава Ростовстата Марина Самойлова сообщила, что по итогам двух первых месяцев 2018 года в Ростове зафиксировано беспрецедентное сокращение количества пассажиров, перевезенных городским общественным транспортом, — на 34%. Причины этого статистикам еще непонятны.
— Итоги первого квартала еще не готовы, но по результатам двух первых месяцев года можно сказать, что количество перевезенных пассажиров по Ростову упало на 34%. В целом по области снижение составило 20%. Это беспрецедентное падение. Нас не удовлетворил ответ Департамента транспорта Ростова о том, что стала ходить городская электричка и люди стали больше ездить на такси. 34 процента по Ростову — это на 10 миллионов пассажиров меньше перевезли за два месяца, а на городской электричке за это же время прибавилось 12 тысяч. Количество личных автомобилей, по данным органов внутренних дел, увеличилось на 3–4%. Необходимо разбираться в ситуации, нужен анализ причин.
По мнению гендиректора ОАО «АТП-3 “Транссервис”» Вячеслава Караева, не стоит говорить о падении перевозок:
— Причиной такой ситуации может стать то, что часть компаний ушла в тень, перевозят пассажиров на неучтенных маршрутках. Городской департамент транспорта должен настаивать на том, чтобы во всех видах транспортных средств, в том числе и в маршрутках, предоставлялись права льготного проезда.
Как заявила на встрече замминистра труда и социального развития области Маргарита Горяинова, в этом году автотранспортным компаниям региона за городские перевозки льготников запланировано компенсировать почти 1,6 млрд рублей.
— Этой суммы вполне достаточно, если она используется по назначению, — заметил Вячеслав Караев. — У пассажиров сохраняется огромное количество разнообразных документов, дающих право на льготный проезд. При этом во многих случаях отсутствует учет их производства и реализации. Надо переходить на персональные карты транспортных безналичных льгот.
— Огромные суммы направляются на погашение затрат по перевозке льготников, но мы видим непрозрачность системы выплат, слабый контроль со стороны профильных ведомств. Решить и эти вопросы могла бы система внедрения безналичной оплаты проезда. Но работа по ее внедрению идет крайне медленно. Безналичную оплату в маршрутках даже не обсуждают. Я считаю, что одна из важнейших задач в этой сфере — в ближайшее время внедрить такую систему на всей территории области. Это позволит эффективнее бороться с теневым бизнесом в пассажирских перевозках, — заявил Сергей Косинов.
Маргарита Горяинова уточнила, что внедрить безналичную оплату проезда в муниципальных перевозках по всему региону планируется в 2019–2020 годах. Это позволит прозрачно компенсировать автотранспортным компаниям разницу за перевозку льготных категорий пассажиров. Пока изучается пилотный опыт Ростова, в котором проживает 27% населения области, имеющего транспортные льготы.
По итогам обсуждения решено, что депутаты вместе с представителями транспортных компаний и различных ведомств разработают набор мероприятий для решения проблем в сфере пассажирских перевозок.