Множитель для цифровой экономики
Среди мер поддержки бизнеса нет ни одной, которая целенаправленно поддерживала бы развитие информационных технологий. Это кажется очевидным упущением на фоне того, что мир и экономика вошли в цифровую эпоху. То и дело слышишь, как студенты Ростова и Таганрога активно и массово работают на зарубежных заказчиков. Не пора ли подумать о стимулах для того, чтобы их светлые головы пригодились и дома?
Среди детей моих знакомых и друзей есть несколько светлых голов, которые работают на ведущие мировые и отечественные информационные компании. Ни для кого не секрет, что занимается этим значительная часть студентов ЮФУ. Далее зачастую их путь лежит в Москву, а оттуда за рубеж. Рождать собственных Платонов и «быстрых разумом Невтонов» земля наша все еще может, но вот с тем, чтобы направить их талант ей на пользу, не все в порядке.
Есть вроде бы и внутренний спрос, но вот только его уровень, конечно, не дотягивает до ценника за услуги, который формируют западные заказчики. Информационные технологии не имеют трансграничного регулирования, поэтому кондовые методы типа «держать и не пущать» работают все хуже.
Наш бизнес пользуется целым рядом международных информационных продуктов и платформ — от софта до соцсетей.
Государство в целях безопасности взялось регулировать использование компьютерных программ государственными учреждениями. Однако тут же столкнулось с проблемой, что далеко не все разработанные на Западе и активно используемые в России программы имеют отечественные аналоги. Для того чтобы они появились, нужно стимулировать внутренний спрос. Только это может дать импульс развитию внутреннего предложения, а значит, сделает его более приемлемым по цене и качеству для нашего бизнеса. Неудовлетворенный спрос при этом, очевидно, растет. Донским компаниям нужны собственные программы, сайты, интернет-магазины и т. п. Но вот платежеспособность наших заказчиков оставляет желать лучшего.
У региональных властей уже есть опыт субсидирования разнообразных статей расходов бизнеса: от процентов по кредитам до расходов на участие в выставках. Почему бы не продумать субсидирование расходов на создание информационной инфраструктуры предприятий: управленческих программ, интернет-магазинов и сайтов? Разумеется, в тех случаях, когда эти продукты разработаны и внедряются местными компаниями и ИП.
Это как раз тот вид субсидий, когда средства не выходят за периметр региона, стимулируя внутреннюю активность.
Подобная мера — это лишь один из магнитов, который будет удерживать наши таланты в родной гавани. Именно они и есть тот потенциал, который будет притягивать в Ростов, Таганрог и другие города области деловые связи и финансы.
Беглый взгляд на местный рынок софтверных услуг показывает, что основа для развития у нас уже есть. Согласно данным «СПАРК-Интерфакса», в Ростовской области зарегистрировано более тысячи компаний, которые оказывают услуги в сфере информационных технологий. Выручку по итогам прошлого года имели более половины из них. Составила она немалые 9,6 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2017 годом на 8,5%. А их сальдированная чистая прибыль выросла в 1,5 раза — почти до 1,1 млрд рублей. Отрасль вполне может стимулировать развитие всей экономики и особенно помочь развитию малого и среднего бизнеса.