Минстрой России поможет застройщикам в ручном режиме
Переход на проектное финансирование строительства многоквартирных домов может вдвое сократить объем денег на рынке. Чтобы этого не произошло банки рассматривают вопрос выдачи кредитов в соотношении 9 к 1 к собственным средствам. Там, где банки откажут в сотрудничестве, будут вмешиваться власти. Об этом говорили на пресс-конференции Национального объединения застройщиков жилья (НОЗА) и НИУ ВШЭ, прошедшей на прошлой неделе.
В настоящее время в процессе строительстве в РФ находится около 130 млн кв. м многоквартирных домов, в которые вложено около 5 трлн руб., из них только 0,4 трлн руб. — это собственные средства застройщиков.
Президент НОЗА Леонид Казинец (на фото) отметил, что при переходе на проектное финансирование от банков требуется 4,6 трлн рублей, чтобы сохранить хотя бы сегодняшний уровень ввода жилья. Однако банки открывают проектное финансирование в соотношении 4:1, т. е. на 1 рубль собственных средств застройщика предоставляется 4 рубля кредита. При таком соотношении на 0,4 трлн руб. собственных средств застройщиков придется только 1,6 трлн руб. кредитов. Возникает угроза сокращения финансирования жилищного строительства с 5 трлн до 2 трлн руб.
Замминистра строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин сообщил, что эта тема подробно обсуждалась на Госсовете, прорабатываются варианты решения проблемы. В частности, банк «ДОМ.РФ» уже начинает рассматривать заявки застройщиков на проектное финансирование в соотношении 9 рублей кредитных средств на 1 рубль собственного капитала застройщика. В скором времени будут подготовлены методические рекомендации по проектному финансированию, которые определят необходимые для получения кредита документы, методику оценки предмета залога, сроки рассмотрения заявлений, иные аспекты проектного финансирования.
Никита Стасишин заявил, что в случае отказа банков от предоставления проектного финансирования Минстрой России готов оказывать помощь застройщикам в ручном режиме в плане определения источника средств для достройки начатых объектов. По этому вопросу застройщики могут обращаться в НОЗА. Правда, сначала желательно обсудить это с местными и региональными властями, которым даны указания также в ручном режиме обеспечить источниками финансирования достройку всех объектов.
Признаны излишними некоторые установленные законом требования к застройщику, если он переходит на работу со счетами эскроу. В частности, будет рассмотрен вопрос о целесообразности сохранения в данном случае государственного контроля за долевым строительством.
Еще одним предметом рассмотрения стал вопрос о существенном увеличении государственного финансирования строительства объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Было отмечено, что расходы на эти нужды не должны, как прежде, оплачиваться застройщиками за счет дольщиков.