«Концессии в водоканалах привлекут профессионалов»
В прошлом номере газеты бывший мэр г. Шахты Денис Станиславов высказался категорически против введения механизма концессий в водоканалах малых городов Ростовской области. Хотел бы высказать альтернативную точку зрения.
Прежде всего отмечу, что речь идет именно о малых городах и их водоканалах. Ростов-на-Дону — другая история, водоканал там может сам себя содержать. Источником финансирования инвестиционной программы предприятия в подавляющем объеме является плата за присоединение новых потребителей. Не будем забывать и о многомиллиардных федеральных субсидиях, полученных Ростовским водоканалом. Другое дело, что их потратили неэффективно. И качество воды оставляет желать лучшего.
Но в данном случае меня больше волнует водоснабжение малых городов, где проживает до 50 тыс. человек. Там осталась старая, действующая со времен СССР технологическая система очистки воды и стоков, не соответствующая сегодняшним требованиям надзорных органов. В связи с многократным превышением срока службы сетей над нормативным фактические потери воды по отдельным территориям составляют до 80%. И без вхождения в подобные муниципальные образования концессионера невозможно будет решить вопросы качественного водоснабжения. Особо отмечу, что, согласно законодательству, регулируемые унитарные предприятия, кроме относящихся к субъектам естественных монополий, должны быть ликвидированы в ближайшие годы.
Буквально на минувшей неделе в Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, членом которого я являюсь, была проведена встреча с министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Иреком Файзуллиным. В ходе совещания министр обрисовал позицию, с которой невозможно не согласиться: старые механизмы концессии не до конца проработаны и далеки от совершенства. В настоящее время идет активная законотворческая деятельность, направленная на совершенствование механизма привлечения инвестиций в сектор ЖКХ. В частности, предполагается, что в малых городах концессионеры будут освобождаться от ряда налогов. Также подготовлен механизм отбора концессионеров из профессиональных компаний, которые придут не урвать, а получать долгий стабильный доход.
Что касается опасений о возможности прихода в муниципалитеты недобросовестных компаний, то именно для недопущения этого уже сейчас в законодательстве о концессии заложен соответствующий механизм, предусматривающий жесткий контроль собственника за деятельностью концессионера. И у нас достаточно служб и средств для того, чтобы обеспечивать этот контроль и реагировать на возможные жалобы граждан на качество или стоимость услуг ЖКХ.
Нельзя забывать и о том, что в большинстве случаев у районных водоканалов нет подготовленных кадров и доступа к современным технологиям, позволяющим концессионеру удаленно решать многие вопросы сразу нескольких районных предприятий.
По моему мнению, на сегодняшний день концессии — единственный инструмент профессионализации сферы ЖКХ. В любом случае правительство Ростовской области не допустит резкого повышения платы за коммунальные услуги не только для населения, но и для прочих потребителей. Нагрузку инвестиционной составляющей на тарифы позволяет сократить участие в проектах Фонда поддержки реформирования ЖКХ, финансирующего до 60% инвестиций. Оставшиеся 40% вкладывают поровну инвестор и муниципалитет. Таким образом, мы получаем модернизацию, а тариф практически не растет.