Конкурс на уборку Ростова или экономика жирных кусков
Для участия в конкурсе на уборку ростовских улиц стоимостью 6,7 млрд рублей подал заявку один из крупнейших в регионе дорожных строителей «Дорстрой». Именно с ним конкурсная комиссия рекомендует заключить контракт. Департамент ЖКХ Ростова решил, что легче управлять одним оператором, а не разбираться с несколькими. При этом на сайте госзакупок с прошлой недели висит сообщение о приостановке этого конкурса антимонопольщиками.
На прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) приостановила конкурс департамента ЖКХ Ростова на уборку улиц в 2020-2022 годах стоимостью 6,7 млрд рублей по жалобе калмыцкой компании ООО «Доральянс», которая не согласна с укрупнением лота — в один контракт включены улицы Ростова, находящиеся в разных районах. Кроме того, перед публикацией заявки департамент не провел ее общественное обсуждение, хотя в случае конкурсов стоимостью более 1 млрд рублей оно обязательно. Заявитель считает, что из списка работ, прописанных договором, необходимо исключить обращение с твердыми бытовыми отходами. На этой неделе на сайте госзакупок появилась информация о том, что конкурсная комиссия рекомендует заключить контракт с единственным заявителем - компанией «Дорстрой» - одним из крупнейших в регионе дорожных строителей. При этом сообщение о приостановке конкурса никуда не исчезло. Довольно часто в последние годы приходится слышать сетования чиновников на несовершенство антимонопольного законодательства. Подрядчиков нужно выбирать в ходе конкурсов, в которых зачастую побеждают фирмы-однодневки. Выполняем требования законов, но теряем время, деньги и не получаем нужного результата. В результате ради общего блага научились отыскивать в законах дыры, приводя к победе нужного согласованного кандидата. Является ли это наилучшим решением? Судить об этом довольно трудно. Особенно на фоне того, какими темпами и под каким нажимом из Москвы проводится мусорная реформа. Ощущение, что у реформы есть бизнес-интересант высокого уровня.
Ну а что с антимонополией? Уборка и озеленение улиц, на мой вкус, как раз и есть тот наиболее удобный полигон, на котором муниципалитет мог бы обкатать технологии управления конкуренцией. С точки зрения здравого смысла Ростов, вероятно, должен быть разбит на районы, которые будут обслуживать разные операторы с годовыми сроками контрактов и правом их продления по результатам оценки общественной комиссией. Это как раз хорошее поле для развития малого и среднего бизнеса.
Управлять конкуренцией непросто. Городской транспорт — наглядное свидетельство. Соревнование между перевозчиками часто принимает уродливые формы. Хотя прогресс в регулировании даже этой непростой сферы все же есть, горожане требуют большего. Люди ждут, что цифровая экономика позволит улучшить ситуацию на дорогах.
Любовь к крупным и, как всегда кажется в начале, прорывным проектам содержит в себе и большие риски. В уходящем году экономика региона испытала на себе последствия такой политики. Банкротства «Евродона» и «Белой птицы» стали суровым уроком, поставив принципиальный вопрос: «А нужна ли нам экономика жирных кусков?» Это не значит, что не нужен, например, «Ростсельмаш» или «Роствертол», но это значит, что в отсутствие бульона из малых и средних компаний эти «жирные куски» грозят растерять весь свой жир.
На фоне ностальгии по СССР, в котором было много чего хорошего, как-то забываем, к чему привела сверхцентрализация его экономики. Разумеется, это было следствием ультимативной централизации политики. Элита состарилась, и вожжи просто выпали из рук.